ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МАЛОЙ РОДИНЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сарбашева М.И.

Оренбургский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МАЛОЙ РОДИНЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация 

В статье рассматривается формирование представлений дошкольников о Родине, малой родине. Раскрываются основные направления работы по реализации данного процесса. 

Ключевые слова: представления, Родина, малая родина

Keywords: species, homeland, small homeland

На современном этапе развития, одной из ведущих целей дошкольного образования является – патриотическое воспитание детей; формирование представление о Родине, в том числе малой, ее истории, культуре, традициях.

А. В. Козлова, Т. А Куликова, В. И. Логинова, Н. И. Николаева, Т. А. Ротанова указывают на необходимость приобщения дошкольников к культурному наследию Родины; погружения ребенка в традиционную культуру; изучения народных обычаев, символики [1, с.42].  

В дошкольный период у детей, помимо физиологических изменений, происходит важная перестройка материальных и моральных ценностей, что впоследствии является основой внутренних побуждений ребенка (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев). Именно в дошкольный период закладываются основные нравственные, моральные, социальные психологические качества, в частности — чувство любви к своей Родине, своему родному краю, к народу (Я. З. Неверович) [2, с.134].

Формирование представлений о Родине, родном крае способствует художественному, умственному развитию дошкольников (З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева). Социальная адаптация детей во многом зависит от включенности в образовательный процесс регионального компонента (А.Г. Гогоберидзе, Л.В. Трубайчук, М. В. Бывшева, Л. В. Коломийченко) Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми (Т.В. Ермакова, Т.А. Якушева).  Важно развивать чувство патриотизма у детей; определять приоритеты воспитания маленьких граждан, которые впоследствии лягут в основу фундамента преемственности поколений (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, З.Г. Нечаева) [3, с. 69].  

Данный аспект нашел свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает приобщение дошкольников к социальным и культурным нормам; государственным, общественным, семейным традициям.

«Познание» — Образовательная область ФГОС ДО указывающая на необходимость развития знаний по отечественной истории; формирования духовных и моральных ценностей детей дошкольного возраста.

 Образовательная область «Физическое развитие» предполагает формирование здорового образа жизни каждого ребенка. 

«Познавательное развитие» — Образовательная область указывает на важность формирования первичны представлений о Родине и малой родине в период дошкольного возраста [4].

Основными направлениями работы с детьми в Дошкольной образовательной организации (далее ДОО) по формированию представлений о Родине, малой родине; любви к родному краю являются:

  • тематические беседы о родном крае, о народных традициях, подвигах героев;  
  • рассматривание картин, репродукций, иллюстраций, посвященных Родине, малой родине;
  • просмотр тематических фильмов;
  • посещение музеев; тематических выставок; традиционных календарных праздников; экскурсии к памятным местам;
  • изучение государственной символики Родины, родного края
  • участие в дидактических и ролевых играх патриотического направления;
  • встреча со знаменитыми деятелями искусства, культуры, ветеранами Родины, родного края и другое [5, с.56].  

Образовательная деятельность ДОО по формированию представлений о Родине, малой родине должна иметь яркий характер и вызывать у дошкольников живой интерес к истории Отечества, научным, спортивным, культурным достижениям; развивать навыки осознанной деятельности по заботе о благосостоянии Родины, малой родины; совершенствовать эмоционально – мотивационную область; формировать ценностные ориентиры ребенка.  

Таким образом, нами предпринята попытка рассмотреть и указать на необходимость процесса формирования представлений дошкольников о Родине, малой родине и отметить некоторые основные направления работы по его реализации.

Литература

  1. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. – В. 40-45.
  2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 811 с.
  3. Воротынцева, О.Ю. Как научить ребенка любить Родину / О.Ю. Воротынцева // Пришкольное образование. – 2010. — №2. – С. 67-73.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  5. Ветохина, А. Я, Дмитриенко З. С., и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ООО Из-во «Детство-Пресс», 2009. — 193с.