Карагодина А.А.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Научный руководитель: Подольская О.А. старший преподаватель кафедры дошкольного
и специального образования Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация
В статье рассматриваются особенности зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Автор предлагает использовать в коррекционно-педагогической работе специальные методики, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников с патологией зрения.
Abstract
The article discusses the features of visual-spatial representations in children of senior preschool age with visual impairment. The author suggests using special techniques in correctional and pedagogical work aimed at the formation of spatial representations in older preschoolers with pathology of vision.
Ключевые слова: зрительно-пространственное представление, дети с нарушениями зрения, старший дошкольник.
Keywords: visual-spatial representation, children with visual impairments, senior preschooler.
В настоящее время проблема формирования зрительно–пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения является одной из наиболее актуальных.
Многие исследователи (Л.А. Дружинина, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина и др.) отмечают, что дети с нарушениями зрения испытывают значительные трудности в овладении навыками пространственного ориентирования, поэтому они нуждаются в систематическом обучении [1,3].
Ориентировка в пространстве является важным условием формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста с патологией зрения. Пространственная ориентировка — это способность человека правильно представлять пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них [2].
При сенсорном развитии у детей складывается целостный образ предметов, явлений из отдельных качеств. Целостность образа складывается на основе знаний об окружающем мире и совокупности воспринимаемых ощущений и действий.
У старших дошкольников с нарушением зрения информация об окружающем мире значительно ограничена, развитие пространственной ориентировки протекает замедленно. Отсутствие стереоскопического зрения, с помощью которого идет накопление представлений об объеме, величине, положении предметов, создает определенные трудности в развитии представлений о пространстве и ориентировки в нем.
Практика обучения и воспитания в ДОО показывает, что при правильно организованной коррекционно-педагогической работе дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения приобретают запас представлений, который помогает им ориентироваться в окружающей действительности [1].
Старшим дошкольникам с патологией зрения необходима своевременная коррекционно-педагогическая помощь, направленная на овладение практической ориентировкой в пространстве. Поэтому при обучении детей необходимо коррекция зрительного восприятия и компенсация зрительно-пространственной недостаточности за счет активного развития сохранных анализаторов.
В процессе коррекционно-педагогической работы рекомендуется использовать специальные методики, направленные на выявление уровня сформированности зрительно-пространственного представления у старших дошкольников с нарушением зрения. Данные методики позволяют адаптировать стимульный материал и процедуру проведения обследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей. Это в свою очередь требует от тифлопедагога знаний о состоянии зрительных функций исследуемого ребенка (остроты, характера зрения и др.). Например, при предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивается в два раза.
Ребенок по словесной инструкции выполняет ряд действий, например: «Пройди налево, прямо, повернись и пройди назад…» или «Что находится справа от…?». При выполнении данного задания могут возникнуть трудности у детей в пространственной ориентировке, связанные с формированием их двигательной сферы. Старшие дошкольники испытывают страх перед передвижением в пространстве, они напряжены, боятся оторвать ступни от пола, поэтому шаркают ногами. Во время ходьбы все усилия ребенка направлены на то, чтобы не наткнуться на что-нибудь, не упасть и не удариться. Из-за страха у детей отсутствует желание самостоятельно передвигаться. Все это можно избежать, если научить старших дошкольников осмысливать воспринимаемое слухом, обонянием, осязанием, побуждать узнавать окружающие предметы и их расположение в осваиваемом помещении.
Таким образом, при обучении детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо использовать задания, направленные на возможность установления связей между объектами, воспринимаемые осязанием и их звуковой характеристикой. Это позволяет детям с патологией зрения соотнести и выделить звуки как сигнальные признаки явлений, предметов окружающего их мира («Иди на звук свистка», «Угадай чем пахнет? Какой фрукт (цветок) имеет данный запах?», направлены на ориентировку в пространстве с помощью слуха и обоняния).
Следовательно, основными задачами при обучении пространственной ориентировке старших дошкольников со зрительной патологией являются:
- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
- преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
- овладение ориентировкой на собственном теле и в микропространстве;
- формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.
Литература:
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: Изд-во Экзамен, 2006. – 160 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – Спб.: Изд-во РГПУ, 2008. – 271 с.
- Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под. ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Изд-во Институт коррекционной педагогики РА, 2005.– 88 с.