Маилян Э.Г., Моисеев А.В.
Пятигорский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ «СЕМЬИ» В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей семьи как предмета изучения в рамках различных наук. Выделяются характерные черты семьи с точки зрения социологии, демографии, экономики, культурологии, педагогики, философии. Данное исследование позволяет рассматривать семью как важнейший социальный институт.
Summary
The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the family as a subject of study in the framework of various sciences. The characteristic features of the family in terms of sociology, demography, economics, cultural studies, pedagogy, and philosophy are highlighted. This study allows us to consider the family as the most important social institution.
Ключевые слова: семья, демография, социология, педагогика, философия, экономика
Key words: family, demography, sociology, pedagogy, philosophy, economics
Семья в системе исследований различных наук является одним из главных предметов изучения. Такой интерес к данному понятию связан с обширностью функций семьи, которые относятся ко всем сферам жизни общества. В настоящее время, большое количество исследований в области значимости семьи существует в таких науках, как социология, демография, философия, социальная философия, педагогика, социальная психология, право, этнография и а также в ряде других Каждая из указанных наук старается дать как можно более полное и точное определение семьи, исходя из предмета своего исследования.
В связи с этим, в данной работе предпринята попытка определить основные качества семьи, которые выделяют представители различных научных направлений.
Одной из наук, в которой семья является основным предметом исследования, является социология. Социологи, занимающиеся исследованиями данного института в целом, а также различными процессами внутри него, определяя семью, дают разные дефиниции.
В частности, Н. Дж. Смелзер считает, что под семьей обычно понимается объединение людей, связанных кровным родством, браком или усыновлением, которое связано общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме [1; C. 424].
П.А. Сорокин в своих трудах отмечает, что семья — легальный союз супругов; союз родителей и детей; союз родственников и свойственников. Указанные стороны союза делятся на три категории, и, как отмечает социолог, они связаны друг с другом пожизненно [2; C 91].
Анализ 50 определений семьи, представляемых в научных исследованиях социологов, позволил выделить следующие особенности, выделяемые в данном научном направлении. К ним относятся:
- определение семьи как основного социального института;
- семья представляется как исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами;
- семья обязательно обладает брачными и родственными отношениями;
- семья также представляется как объединение людей, связанных общностью быта.
В педагогике семью как предмет исследования рассматривали Е.И. Артамонова, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер и другие. Е.И. Артамонова определяет семью как источник установок социального типа и ценностных ориентации субъекта. Именно в рамках семьи индивид может оценивать себя, определять образ жизни и идеалы.
В свою очередь, А.Г. Харчев под семьей понимает исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями, и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности и социальная необходимость в которой обусловлено потребность общества физическом и духовном воспроизводстве населения. Также А.Г. Харчев представляет семью как более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а так же их родственников или просто близких супругов и необходимых их людей [3; C. 34].
А.И. Антонов и В.М. Медков утверждают, что семью создает отношение «родители — дети». Он определяет семью как общность людей, основанную на единой общественной деятельности, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи [4; C. 25].
В иных определениях семьи в рамках педагогики были определены следующие общие свойства:
- семья – это социальный институт, реализующий репродуктивную функцию;
- семья выполняет экзистенциальную функцию;
- семья выполняет функцию социализации;
- семья осуществляет передачу знаниевого компонента ее членов.
В отличие от демографии рассматривает семью с позиций статистических данных, ее состава и размера, а также опирается на тенденции брачности, детности и разводимости. В рамках данной науки семья анализируется, исходя из: обобщенных фактов формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп, в то время как социология рассматривает семью с позиций возможности осуществления репродуктивной функции, социализации (воспитания — содержания — обучения) детей в семье, подготовки новых поколений к принятию ролей взрослого человека, его социальных позиций и статусов.
Экономисты, как отмечает А.И. Кравченко, в своих исследованиях расширили определение семьи, даваемое социологами. По их мнению, «семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства». Но стоит обратить внимание, что ведение совместного хозяйства определяет такое понятие, как домохозяйство [5; C. 86].
Под домохозяйством понимается деятельность, как отдельного индивида, так и группы лиц, совместно живущих и ведущих жизнедеятельность, но не обязательно включенных в брачно-родственные связи. Для примера домохозяйством можно назвать группу из нескольких студентов, проживающих в одной квартире. Таким образом, отличием исследований социологов и экономистов в области определения сущности семьи заключается в том, что первые делают акцент на брачно-родственные связи внутри данной социальной группы, а вторые — на хозяйственно-экономическую деятельность (и совместном бюджете). Важно отметить, что принципиальным отличием понятий «домохозяйство» и «семья» стало понимание домохозяйства как более широкого термина, позволяющего включить или исключить семью из его структуры [5; C. 275].
Еще одной наукой, занимающейся исследованием сущности семьи, стала социальная культурология. В рамках данной научной отрасли представлены взгляды Б.С. Ерасова, который отмечает, что семья является первичной синкретичной ячейкой социализации общества. В ней родители и все взрослые члены, так или иначе, вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, смыслов, знаний и ценностей» [6; C. 305]. На наш взгляд, данное определение акцентирует внимание на том, что семья есть социально-культурный институт, организующий и координирующий деятельность человека. В противном случае, следует считать, что эта деятельность приобрела бы характер разрозненный, непоследовательный и неустойчивый.
В современной социальной философии С.Д. Лаптенок полагает, что «семья — основанное на браке или кровнородственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей» [7; C. 609].
Из всех вышеперечисленных определений и понятий семьи, рассмотренные в разрезе различных наук, можно выделить такие общие черты, как кровное родство, брак, общность проживания, совместное хозяйствование. Также каждая из наук выделяет специфические черты, свойственные семье. Для удобства их рассмотрения, они выделены в таблице.
Таблица 1.
Характерные черты семьи, выведенные различными науками
Наука | Основные положения |
Социология | — социальный институт;
— исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами; — брачные и родственные отношения; — объединение людей, связанных общностью быта. |
Демография | — размер и состав семьи;
— распространенности тех или иных семейных структур; — брачность; — детность; — функционирование и распад семейно-родственных групп. |
Экономика | — ведение совместного хозяйства;
— проживание на одной территории; — совместный бюджет. |
Социальная культурология | — организация и координация деятельности человека;
— социализация членов семьи. |
Социальная философия | — основанная на браке и кровнородственных отношениях общность;
— общая хозяйственно-бытовая деятельность; — взаимная ответственность; — первичная социализация. |
Педагогика | — семья – это социальный институт, реализующий репродуктивную функцию;
— семья выполняет экзистенциальную функцию; — семья выполняет функцию социализации; — семья осуществляет передачу знаниевого компонента ее членов. |
Литература
- Смелзер Н.Дж. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688с.
- Сорокин П.А. Система социологии: в 2 т. -М.: Наука, 1993. -т.1 -447с, т.2 — 688с.
- Харчев А.Г. Социология семьи. Проблемы становления науки. – М.: Центр социологического исследования, 2003. – 344 с.
- Антонов А.И., Медков В.М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — 304с.
- Кравченко А.И. Социология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 536 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М.: Аспект Пресс, 1997. –591 с. С. 305
- Лаптенок С.Д. Семья / С.Д. Лаптенок // Новейший философский словарь.- Мн. : Изд-во В.М. Скакун. -1998. — С.609-610.