ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Карагодина А.А.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

PECULIARITIES OF CORRECTION-LOGOPEDIC WORK ON THE DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL DISORDERS

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития речи у детей с нарушениями зрения. Коррекционно-логопедическая работа является одной из важных сторон  по развитию речи у дошкольников с нарушениями зрения.

Summary

The article deals with the problem of speech development in children with visual impairments. Correction and speech therapy work is one of the important aspects for the development of speech in preschool children with visual impairments.

Ключевые слова: дошкольный возраст, логопедическая работа, дети с нарушениями зрения, развитие речи.

Keywords: preschool age, speech therapy work, children with visual impairments, speech development.

Научный руководитель – Подольская О.А., старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В настоящее время проблема коррекционно-логопедической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения является одной из наиболее значимых.

Многие исследователи (Т.П. Головина, А.Г. Литвак и др.) указывают на особенности психического развития детей со зрительными нарушениями и своеобразие их речи, которое характеризуется недостаточной опорой вербальных средств на конкретные представления о свойствах и признаках объектов окружающей действительности [2].

Ряд ученых (Л.С. Волкова, Н.А. Крылова  и др.) отмечают, что у детей  в возрасте от 6 месяцев до 4 лет замедляется темп речевого развития, причины которого носят как биологический, так и социальный характер [3].

У дошкольников с патологией зрения представления об окружающем мире являются обедненными, фрагментарными, что свою очередь негативно сказывается речевом развитии. Причины нарушения зрения разнообразны: генетическая предрасположенность, ушибы головного мозга в раннем детском возрасте, повышенное глазное давление, преждевременные роды, вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности, воздействие на организм ребенка бактерий, вирусов, внутричерепное и внутриглазное  кровоизлияние,  несоблюдение гигиены зрения и другие. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве.

Полноценная речь у ребенка не может быть сформирована без наличия четкого представления об окружающем мире. Поэтому у детей с зрительной патологией наблюдаются нарушения речи. Дошкольники с нарушениями зрения могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

В коррекционной работе огромную роль играет физическая активность, так как она развивает координацию и умение правильно ориентироваться и определять положение предметов в пространстве. Из-за недостаточного активного взаимодействия детей с патологией зрения с окружающими людьми происходит замедление формирования речи в раннем периоде её развития. В связи с этим отмечаются специфические особенности формирования речи, которые проявляются в нарушениях словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками [1].

При нарушении зрительных функций восприятие предметов, объектов является искаженным, неполным, это в свою очередь, сказывается на словаре ребенка, а в частности на частях речи: существительных (обозначение предметов), прилагательных (обозначение предметов и их деталей), наречий (обозначение места положения предметов и деталей). В процессе общения детей с данной патологией со взрослыми на основе слухового восприятия происходит усвоение грамматического строя речи.

Такие специалисты как О.Г. Приходько, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева и др. указывают на необходимость раннего начала коррекционно-логопедической работы с детьми независимо от вида дефекта, который у них наблюдается. Из-за отсутствия технологий и программ для детей дошкольного возраста с зрительной патологией оказание им качественной и своевременной логопедической помощи затруднительна [4].

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими патологией зрения, осуществляется во время педагогического процесса, который строится с учетом первичных и вторичных дефектов, уровней сформированности речи у ребенка, на опору сохранных компонентов речевой деятельности, формирование всестороннего представления об окружающем мире с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности.

Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует знаний в области тифлопедагогики, офтальмологии, владения соответствующими приемами обучения и применением специальных средств наглядности. Коррекционная помощь носит комплексный характер и осуществляется в процессе взаимодействия таких специалистов, как логопеда, воспитателя, психолога, тифлопедагога и других.

В соответствии с учетом состояния зрения, речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей детей комплектуются логопедические группы, но из-за сложности и специфики работы с данной категорией лиц значительное время отводится на индивидуальную работу. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речи решаются в игровой, трудовой и предметно-практической деятельности.

Важной составляющей коррекционно-логопедической работы является развитие неречевых средств у детей с нарушением зрения. Поскольку происходит постепенное усвоение ребенком характера мимики и жестов, что позволяет взаимодействовать с окружающими людьми. Все позы и жесты, с которыми логопед знакомит ребенка, необходимо чётко выражать словами.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения ребенка различать неречевые звуки (шум дождя, шум машины, шуршание листьев и т.д.), а в дальнейшем переходят к анализу речи. Развитие артикуляционного аппарата происходит при использовании заданий направленных на различие согласных и гласных звуков, выделение первого и последнего звука, деление слов на слоги, что сопровождается отбиванием такта рукой. Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, заучивание стихотворений на определенный звук, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов дают основу для преодоления нарушения речи.

В процессе коррекционно-логопедической работы должно происходить обогащение зрительных впечатлений у детей о предметном мире, для этого необходимо использовать и демонстрировать ребенку пособия, которые отражают соотнесение формы фигур с реальными предметами, тем самым конкретизируя предметные представления у них. При выполнении заданий следует учить дошкольников отвечать на такие вопросы, как «Как называется?», «Что это?» и т.д.

При организации логопедических занятий важно обращать внимание на возможность использования у детей имеющегося зрения.  Обязательным элементом занятия должна быть игровая деятельность, так как у дошкольников с нарушениями зрения значительно позже, чем у детей в норме формируются данные предпосылки.

Таким образом, комплексная совместная работа специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя) создает систему, которая обеспечивает речевую базу для последующего обучения детей в школе.  Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений у детей с нарушениями зрения.

Литература

  1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: Изд-во Экзамен, 2006. – 160 с.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – Спб.: Изд-во РГПУ, 2008. – 271 с.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. – 680 с.
  4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.