ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мирошникова О.С.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к звуковому анализу. Автор раскрывает специфику коррекционно-логопедической работы по подготовке к звуковому анализу старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Summary

The article deals with the problem of preparing children of senior preschool age with phonetic-phonemic underdevelopment of speech for sound analysis. The author reveals the specifics of correctional and speech therapy work in preparation for the sound analysis of older preschoolers with phonetic-phonemic speech underdevelopment.

Ключевые слова: старший дошкольник, фонетико-фонематическое недоразвитие, звуковой анализ

Keywords: senior preschooler, phonetic and phonemic underdevelopment, sound analysis

Научный руководитель – Подольская О.А.,

Старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Одним из основных условий нормального развития речи ребенка является своевременное устранение ее недостатков и появившихся дефектов. Многие исследователи (Иванова С.Л., Туманова Т.В., Филичева, Т.Б. и др.) отмечают, что наиболее распространенным отклонением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста считается фонетико-фонематическое недоразвитие [1,3].

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами (дислалия, ринолалия, дизартрия) вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [2].

Особенностями данного нарушения является незаконченность процесса формирования звуков, которые различны по артикуляционно-акустическим признакам. У старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, в различении звуков разных фонетических групп, в определении наличия и последовательности звуков в слове.

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН речи включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.

Овладение грамотой является важной ступенью развития речи ребенка. Здесь необходимо элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Для быстрого усвоения письменной речи следует обучать детей звуковому анализу и синтезу, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого отдельного звука. Без навыков звукового анализа полноценное чтение и письмо невозможны. Под фонематическим восприятием понимается способность воспринимать и различать звуки родного языка. Недостаточное его развитие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения. Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Обучение звуковому анализу происходит постепенно, по мере овладения необходимым уровнем аналитико-синтетической деятельности, включающей умения анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать языковой материал. Для совершения звукового анализа необходимо определить порядок слогов в слове, установить различительную роль звука и выделить качественные основные характеристики звука.

В коррекционном обучении выделяется три раздела, одним из которых является формирование звукового анализа и синтеза. На каждом этапе работы применяются игры и игровые приемы.

  1. Подготовительная работа направлена на уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] для развития фонематического восприятия и звукового анализа.

Занятия по уточнению артикуляции и развитию фонематического восприятия проводятся на звуках, правильно произносимых детьми старшего дошкольного возраста. Изучение гласных звуков первично, поэтому рекомендуется использовать систему символов, внешний вид которых совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего звука. Например: А — большой круг, У  — маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О — вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половина круга.  На данном  этапе старшие дошкольники учатся  анализу и  синтезу звукосочетаний из нескольких гласных типа АУ, АОУ.

Работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза должна строиться в определенной последовательности. Сначала происходит выделение звука на фоне слога, где после перечисления ряда слогов, логопед просит детей выделить голосом одинаковый звук. Затем выделяют звук на фоне слова, отбирая определенные  картинки, в названии которых присутствует данный звук. Выделение первого и последнего звуков слова происходит на материале простых слов, где логопед утрированно произносит отобранный звук. Далее определяется последовательность и количество звуков с помощью нахождения картинок, в названии которых два, три или четыре слога. Последним определяется местоположение звука в слове по отношению к другим. Ребенок старшего дошкольного возраста должен определить, где в слове слышится заданный звук – вначале, середине или конце и какой по счету это звук [3].

Выявление сформированности звукового синтеза происходит с помощью задания на составление слова из предложенных звуков, произносимых в определенной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к, а.

  1. Дифференцировочный раздел работы включает сравнение произносимого звука на слух со всеми артикуляторно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкого произношения которых зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

На данном этапе проводится работа по различению высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов и фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

  1. Формирование звукового анализа и синтеза. Данная работа направлена на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими, представления о линейной последовательности и количестве звуков в слове, умения делить слова на слоги, делать слоговой анализ и составлять схему слова, анализ и синтез обратного и прямого слога, совершать полный слого-звукобуквенный анализ слов.

Таким образом, необходимыми предпосылками для обучения элементарным навыкам звукового анализа старших дошкольников является сформированное фонематическое восприятие и  правильное произношение всех звуков родного языка. Развитие фонематического восприятия происходит с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, поэтому необходимо обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой, тогда как заучивание букв, названия которых воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Литература

  1. Иванова С.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие и его коррекция – М.: Академия, 2015 – 299 с.
  2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — Москва: Владос, 2007. — 479 с.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: Воспитание и обучение. — Москва: ГНОМ и Д, 2009. — 78 с.