Сухотерина Е.А.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ КУКЛОТЕРАПИИ
Научный руководитель: Подольская О.А. старший преподаватель кафедры дошкольного
и специального образования Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автор предлагает использовать в коррекционно-логопедической работе куклотерапию как одно из средств развития речи у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract
The article discusses the problem of speech development in children of preschool age with disabilities. The author suggests using puppet therapy in correctional speech therapy as one of the means of speech development in older preschool children with disabilities.
Ключевые слова: развитие речи, старший дошкольник, дети с ограниченными возможностями здоровья, куклотерапия.
Keywords: speech development, senior preschooler, children with disabilities, puppet therapy.
В настоящее время современное общество развивается быстрыми темпами. Образовательная сфера не является исключением и к ней предъявляется все больше требований. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи направлена на взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и в связи с этим приобретает особое значение.
Сегодня вместе с традиционными методами развития детей с психофизическими нарушениями все чаще применяются нетрадиционные формы работы, которые помогают достигнуть максимальных успехов.
Дошкольный возраст – это период, когда речь ребенка развивается более активно. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ является игра с куклой.
Старший дошкольник с ОВЗ часто не умеет выражать свои мысли, зато у него хорошо, получается, рисовать, лепить, фантазировать. Вдохновляясь, он получает возможность для самовыражения, благодаря этому происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах.
Куклотерапия – метод психологической помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, заключающийся в коррекции поведения посредством кукольного театра. Сеанс куклотерапии – это деликатная, гуманная возможность понаблюдать за ребенком с ОВЗ в процессе творчества, приблизиться к пониманию его интересов, ценностей, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие [3].
Куклотерапия является одним из средств достижения максимально возможных успехов в речевом плане у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Она помогает в снятии психоэмоционального напряжения; корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций); активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение; формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь; совершенствует моторику рук и координацию движений; развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка.
В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся увлекательным занятием – применение кукол усиливает эффективность метода наглядного обучения, повышает осознанность воспринимаемого материала [1].
Применяя выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру куклы и ее поступкам, ребенок старшего дошкольного возраста с ОВЗ стремится сказать отчетливо и понятно.
Во время игры с куклой совершенствуются лексико – грамматические средства языка, звуковая сторона речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, происходит развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
Вместе с этим, на занятиях необходимо создавать условия благоприятной обстановки, обогащать эмоциональную сферу ребёнка с ОВЗ, приобщать его к творчеству.
На индивидуальных занятиях рекомендуется устраивать для каждого ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ театр «одного актёра» (предложить ему выбрать куклу и рассказать о своём сказочном герое). После того, как старший дошкольник с ОВЗ раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом, т.е. сочинение «кукольных историй».
На групповых занятиях дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ участвуют в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания с определённым психокоррекционным замыслом [2].
Надо помнить, что речь старшего дошкольника с ОВЗ напрямую зависит от развития мелкой моторики. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики способствуют различные координированные движения пальцев рук. Этим обуславливается использование пальчиковых кукол для коррекции речевых нарушений. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ должны научиться надевать себе на пальчики фигурки и стараться рассказать стихотворения, сказки – в этом и заключается задача логопеда.
Таким образом, игра с куклами оказывает не только коррекционно-развивающее, но и всестороннее лечебно-воспитательное воздействие, что помогает обрести чувство успеха непосредственно в той сфере, в которой ребенок старшего дошкольного возраста с ОВЗ чувствует себя наиболее уязвимым и способствует раскрытию индивидуальных его особенностей.
Литература:
- Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007. – 80 с.
- Решетикова Н.Ю., Мазикина С.Г. Куклотерапия как средство повышения адаптационных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII международной научно-практической конференции. — 2015. – С. 318-321.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. – СПб.: Речь, 2006. – 102 с.