Ермишкина Е.Н.
Канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирское высшее военное командное училище
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье идет речь об особенностях организации курса лингвистической подготовки офицеров в рамках дополнительного профессионального образования. Целью данного курса является подготовка офицеров к профессиональному использованию иностранного языка в работе по специальности. А задачей преподавания английского языка становится поиск таких методов и средств педагогического сотрудничества, при которых обеспечивается технологичность и вариативность педагогического взаимодействия. В данной статье используется сценарный метод взаимодействия между слушателями курсов и преподавателем. Рассматривается применение данного метода, его функции и мероприятия в обучении личного состава военнослужащих.
Ключевые слова: сценарный метод, педагогическое взаимодействие, функции управления и мероприятия в сценарном подходе.
Keywods: scenario method, pedagogical interaction, management functions and a scenario approach.
Социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста, такие как многопрофильность, знание компьютера, иностранного языка и т.п. В этом плане курс лингвистической подготовки офицеров в рамках дополнительного профессионального образования отвечает современным социальным тенденциям.
Современный интернациональный характер развития науки требует от будущих специалистов умения свободно читать иностранную литературу, знакомиться со статьями из иностранных журналов, следить за справочной литературой и т.п. уже в ранний период приобщения к творческой деятельности.
Из этого следует, что целью курса английского языка в рамках указанной специальности является подготовка офицеров к профессиональному использованию иностранного языка в работе по специальности.
При таком подходе, актуальной задачей преподавания английского языка становится поиск таких методов и средств педагогического сотрудничества, при которых обеспечивается технологичность и вариативность педагогического взаимодействия.
Специфика современного образовательного процесса состоит в том, что в нем реализуются различные методы и средства педагогического сотрудничества. В дидактической литературе представлено множество определений методов. В наиболее общем виде они трактуются как способ взаимосвязанной упорядоченной деятельности преподавателя и обучающихся. Вместе с тем в реальной практике способы деятельности преподавателя и слушателей имеют свою специфику, выступая как методы преподавания и методы учения.
Для выполняемого исследования принципиально важно было найти такой метод педагогического сотрудничества, при котором решение одной и той же задачи достигалось бы сочетаниями методов работы преподавателя и методов работы слушателей. Такое сочетание обнаруживает так называемый сценарный метод, который позволяет обеспечить технологичность и вариативность педагогического взаимодействия, а также учесть реальные условия его построения (М.М. Бутакова, Р.М. Нижегородцев, Н.В. Самоукина и др.).
Обучающие сценарии представляют собой программу, входящую в целостный процесс обучения слушателей иностранному языку. На их основе формируется и закрепляется коммуникативная компетенция [2] в условиях, имитирующих реальную деятельность людей, приобретается опыт по овладению иностранным языком как средством общения с другими национальными культурами. Понятие сценарий обозначает фиксированную последовательность предполагаемых событий для достижения педагогических целей [3]. В настоящее время сценарный подход рассматривается как средство повышения качества обучения слушателей. Раскрытие особенностей практического применения сценарного подхода, с погружением обучающихся в иностранную среду.
Наше обращение к сценарному методу взаимодействия было связано с тем, что он позволяет любое действие слушателя рассматривать в контексте разных сценариев. При этом одно и то же поведение может рассматриваться в контексте разных сценариев. Соответственно меры педагогического воздействия также будут вариативны.
Другая особенность сценарного подхода состоит в том, что он позволяет преподавателю осуществлять непрямые педагогические воздействия, не навязывать обучаемым определенную линию поведения, а соотносить свои действия с их особенностями, что способствует большей эффективности педагогического взаимодействия. Собственно же сценарий представляет собой «приписывание системы действий в конкретной ситуации и характеризуется тем, что позволяет быстро опознать развертывающийся вариант ситуации и определить адекватный вариант действия (противодействия)» [1, с. 8].
Функции управления и мероприятия в сценарном подходе являются: планирование, организация, мотивация, координация, коммуникация и контроль. Каждую функцию мы рассмотрим подробнее.
Планирование — занимает центральное место среди всех функций, так как призвано строго регламентировать поведение личного состава в процессе выполнения поставленных перед ней целей, задач. Преподаватель, согласно расписанию занятий и тематическому плану распределяет часы, время, место проведения, документацию, материальную базу и ещё добавляется план проведения занятия по сценарному подходу, согласно которому будет проходить занятие. Можно сделать проще, то есть изменить план конспект занятия по сценарию. Далее проводятся мероприятия по планированию необходимого аудио и видео материала для занятия.
Организация — она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределения работы среди подразделений и координации их деятельности. Одна из самых важных функции, на которой проводится расстановка действий и личного состава для проведения сценарного занятия. В это мероприятие входит: распределение сил и средств на занятии, выбор и подготовка учебных точек, согласно сценарию, подготовка личного состава на месте проведения сценарного занятия. Организация аудио и видео материала и всестороннего обеспечение занятия.
Мотивация — заключается в определении потребностей военнослужащих, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную заинтересованность подразделения в процессе достижения целей, стоящих перед организацией. Это мероприятия, связанные с завлечением и мотивации личного состава в желании обучения и выполнения задач в ходе проведения сценарного занятия. Мероприятия по мотивации личного состава к занятиям выполняются как до проведения занятий во время повседневной деятельности, так и во время занятия. Мотивациями во время сценарного занятия могут быть: получение боеприпасов по сценарию уничтоженного противника, захват пленного, захвата карты местности противника или его документов, получение образцов вооружения и техники, обмундирования и экипировки противника, получении высшей оценки. В общем, все факторы, которые положительно влияют на морально психологическое состояние обучаемых.
Координация — деятельность организации, осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений. Эта функция реализуется в форме воздействия на личный состав, отдельных военнослужащих, выполняющих задачи. Функция управления представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению усилий, объединенных общей целью и совместной деятельности и мероприятий по выполнению задач. Преподаватель проводит мероприятия по согласованности и чередований элементов сценария занятия путем доверенности, уточнения и определения действий военнослужащих, как обучаемого личного состава, так и личного состава обеспечивающего учебный процесс.
Коммуникация — являются важнейшей составляющей в деятельности преподавателя, поскольку коммуникация – это обмен информацией между военнослужащими и подразделениями. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их. Соответственно преподаватель проводит мероприятия по обеспечению связи между учебными местами и подразделением, которое проходит сценарное обучение. Подразделение получает указания и руководства по выполнению заданий на занятии, а так же выполняет доклад по выполнению отдельного элемента сценарного занятия.
Контроль — проявляется в форме воздействия на личный состав посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого военнослужащего и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. Контроль призван заблаговременно выявить надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Преподаватель во время процесса обучения и его подготовки ведёт наблюдение за подразделением и корректирует его действия.
В экспериментальной работе каждый педагогический сценарий был представлен четырьмя составляющими:
- побудительной причиной, обусловливающей выбор того или иного стиля поведения субъектов;
- ментальностью, т.е. смыслами, ценностями, установками, которые регулировали поведение субъектов взаимодействия;
- процессуальностью, определявшей специфику взаимодействия, последовательность его развития;
- результативностью, т.е. влиянием сценария на конструктивность взаимодействия.
Реализация сценарного подхода в экспериментальной работе, прежде всего, учитывала те сценарии, которые генерировались самими слушателями. Задача преподавателя при этом заключалась в том, чтобы выстроить параллельно свои сценарии, отвечающие его педагогическим намерениям.
В соответствии с вышеперечисленными мероприятиями преподавателя по управлению занятиями по сценарию, мы можем сделать вывод о том, что данные сценарные занятия имеют место быть в системе обучения и обеспечения языковой подготовки подразделения.
Существенная разница между сценарным способом обучения и обычным (штатным) обучением заключается в комплексном проведении занятий, мотивации личного состава и психологической подготовки к выполнению определенной задачи. А так же нельзя не отметить тот факт, что данные занятия более схожи с реальными действиями в живой обстановке, привыкая к которым, личный состав повышает свой коэффициент полезного действия во время выполнения коммуникативной задачи.
Литература
- Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. – Минск: Технопринт, 2000. – 376 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М: Русский язык, 1989. – 276 с.
- Числова А.С. Педагогический сценарий – как усиление обучающего и воспитательного эффекта мультимедийных программ. – Educational technology & Society. No. 11(2), 2008.