ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Дмитриева Е.И., Латышева М.В.
Самарский государственный экономический университет

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Аннотация

В данной статье выявлены особенности подготовки дела в административно- процессуальном праве, проанализирована практика реализации стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, а также разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего вопросы подготовки дела.

Ключевые слова: подготовка дела, административно-процессуальное право, правонарушение, законодательство, судебное разбирательство, протокол.
Keywords: preparation of the case, administrative procedural law, offence, legislation, trial, Protocol.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательным этапом при рассмотрении каждого административного, уголовного, гражданского дела и проводится для обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения.
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, несомненно, играет значительную роль в производстве по делам об административных правонарушениях, поскольку здесь разрешаются вопросы, которые непосредственно влияют на дальнейший ход дела об административном правонарушении. Таким образом, от качества проведения процессуальных действий на этой стадии зависит итоговое решение по существу дела, а также то, насколько эффективно будут реализованы задачи производства по делам об административных правонарушениях, например, полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ) [1].
Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей и непосредственно заинтересованных лиц в срок, который непосредственно определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель должны:

  • передать ответчику копии документов, где содержатся доказательства, которые обосновывают фактические основания административного искового заявления и не приобщены к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;
  • заявить перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые у него не получается получить без помощи суда.

Административный ответчик или его же представитель:

  • непосредственно уточняют требования истца и основания этих требований;
  • должны представить истцу или его представителю, а также суду возражения в письменной форме относительно сообщенных требований;
  • передать суду доказательства, которые обосновывают возражения относительно искового заявления, а истцу или его представителю копии документов, где содержатся эти доказательства;

На практике типичными ошибками при составлении протокола об административном правонарушении являются такие как:

  • неизвещение лица, в отношении которого составлен протокол;
  • неизвещение лица, о внесении изменений в протокол, в отношении которого он составлен;
  • в протоколе отсутствуют сведения о применении видеозаписи для фиксации процессуальных действий [5, с. 139].

Так, например, производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью было прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Из протокола об административном правонарушении следовало, то что он был составлен в отсутствие лица, в отношении которого велось производство по делу [3].
Или, например, Верховным Судом РФ по делу о привлечении к административной ответственности в отношении гражданина было установлено то, что «в материалах дела нет информации, которая свидетельствовала бы о том, что изменения в протоколе об правонарушении были внесены в его присутствии. Подписи названного лица по внесенным изменениям, как и сведения об ознакомлении отсутствуют, указано только:
«исправленному верить». Еще отсутствуют сведения об извещении лица о необходимости явки для внесения изменений в протокол и данные, которые указывают на то, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу и направлена копия протокола с внесенными в него изменениями» [2].
Среди ошибок по содержанию часто встречаются следующие:

  • отсутствие в протоколе сведений о понятых;
  • неправильное определение места, где совершено административное правонарушение.

Не редким явлением являются случаи, когда при рассмотрении дел в отношении гражданина суд выносит такое решение, «из материалов дела об правонарушении не усматривается, что освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и его направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения было осуществлено должностным лицом ГИБДД в присутствии 2-х понятых либо с применением видеозаписи. Однако в акте освидетельствования на состояние опьянения и в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения нет сведений о понятых, и о применении видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий» [4].
Таким образом, в целях совершенствования административно-процессуального регулирования порядка стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении предлагается:
1) дополнить КоАП РФ новой статьей, которая имеет название «Цель подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении» и имеет содержание:
«Основной целью стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении является создание всех необходимых условий для правильного и быстрого рассмотрения и разрешения дела»; 1) дополнить КоАП РФ новой статьей, которая имеет название «Цель подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении» и имеет содержание: «Основной целью стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении является создание всех необходимых условий для правильного и быстрого рассмотрения и разрешения дела»;
2) так же закрепить в КоАП РФ статью, устанавливающую сроки стадии подготовки к рассмотрению дела об административном 가правонарушении следующего содержания:
1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении проводится в срок, определяемый судьей с учетом обстоятельств дела об административном правонарушении и процессуальных действий, которые подлежит совершить.
2. Период подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении не может превышать 5 дней с момента поступления протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
3) внести изменения в ст. 29.1 КоАП РФ следующего содержания: в абзац первый после слова «правонарушении» дополнить «с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего»; пункт 3 изложить в редакции –
«имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу»; пункт 4 изложить в редакции – «правильно ли составлен протоколы об административном правонарушении и другие протоколы, которые предусмотрены настоящим Кодексом РФ»;
4) внести в ст. 29.4 КоАП РФ изменения следующего содержания: из абзаца первого ч. 1 исключить «в случае необходимости»; из пункта 4 ч. 1 исключить «либо неполноты предоставленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела»; пункт 5 ч. 1 после слов «по подведомственности» дополнить словами
«и подсудности» [6, с. 187].
Таким образом, подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении — это относительно самостоятельная обязательная стадия производства по делам об административных правонарушениях, выражающаяся в осуществлении в строгом соответствии с законом совокупности процессуальных действий субъектами административно-процессуальных отношений в целях создания всех необходимых условий для правильного и своевременного рассмотрения и непосредственного разрешения дела об административном правонарушении по справедливости.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 01.05.2019).
2. Постановление ВС РФ от 19.02.2018 № 22-АД18-1 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения 09.05.2019).
3. Постановление ВС РФ от 05.06.2018 № 11-АД96-21 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения 09.05.2019).
4. Постановление ВС РФ от 22.12.2018 № 5-АД9-31 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения 09.05.2019).
5. Муратов К.Д. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении: теоретические и практические пробелы // Молодой ученый. — 2019. — №1.
— С. 139-144.
6. Орехов Е.А. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении как самостоятельная стадия производства по делу об административном правонарушении
// Юридические науки. – 2018. – №10. – С. 187-196.