Величко А.И.1, Ахромова А.Г.2, Татаринцева О.А.3
1Старший преподаватель, 2к.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, 3специалист ОБ
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации физической подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных школ в связи с подготовкой к службе в вооруженных силах РФ.
Ключевые слова: физическая культура, служба, школьники, здоровье.
Keywords: physical culture, service, schoolchildren, health.
Исследования, относящиеся к степени физической подготовленности обучающихся, как важный фактор готовности к службе в армии. Установился постоянный спад показателей физической подготовленности, да и уровень здоровья ухудшился. В этой связи мы решили изучить главные аспекты данного явления напрямую, и разработать соответствующие рекомендации для улучшения физической подготовленности обучающихся. Улучшение подготовки будущих воинов тесным образом связана с состоянием их физического развития и здоровья. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Следует выделить практическую направленность физического воспитания по отношению к трудовой, обороной и иной деятельности, процесс ориентированный на улучшение физической подготовленности, называют физической подготовкой. Основным содержанием физической подготовки допризывной молодежи является формирование физических качеств. Под физическими качествами подразумевают социально обусловленные психические и биологические свойства человека, выражающие его физическую готовность реализовывать интенсивную двигательную деятельность[4, 113].
К основным физическим качествам относят: выносливость, силу, гибкость, ловкость и быстроту. Любому качеству присущи те черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. От других качеств личности физические качества различаются тем, что имеют двигательные действия и могут проявляться только при решении двигательных задач. При физической подготовке юношей следует знать о морфофункциональных особенностях систем организма, а также специфику их физической работоспособности для построения оптимального учебного и тренировочного процесса, для достижения как оздоровительного, так и спортивного результата[1,76].
Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Значимыми ее особенностями являются: незавершенность морфофункционального развития, психо-эмоциональная непостоянность, высокая чувствительность к воздействию различных средовых факторов и условий. Границы этого подросткового возраста достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации, как темпов формирования, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного возраста. Своим своеобразием и темпом стремительно отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением считаются: интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы. В данный промежуток времени у подростков отмечается явное преобладание возбуждения, вследствие чего взаимодействие по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям. Возникает генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных действиях, сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у юношей)[2, 34].
Нарушение вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются признаками увеличения подкорковых влияний и снижение тонуса коры головного мозга. Это также выражается и в повышенной эмоциональности.
В период полового созревания наблюдается снижение всех видов внутреннего торможения. По этой причине следует уделять как можно больше внимания по воспитанию сознательно контролируемого торможения реакций. К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей.
У современных подростков снизилась физическая работоспособность. В случае ели в прошлом десятилетии отмечалась акселерация, то теперь, напротив, наблюдается децелерация: увеличилось количество подростков с пониженным весом и астеническим типом сложения.
В подростковом возрасте продолжается совершенствование движений (прыжки, метания, ходьба, бег) и двигательных качеств (гибкость, ловкость, сила, выносливость быстрота), завершается формирование и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть[3, 162].
В данном возрасте акцент совершается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений. При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии.
Физическое воспитание обучающихся осуществляется в конкретной окружающей среде, условиями которой являются как социально — экономические, так и экологические факторами. По этой причине физическое состояние школьников, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания — как результат противодействия отрицательным условиям окружающей среды. Физическое воспитание должно проходить с учетом потребностей обучающихся, в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только лишь путем посредством физической работоспособности и психологических состояний, проявляющихся в процессе апробирования разных методах физического совершенствования.
Процесс воспитания в старшем школьном возрасте считается более трудным, так как этот возраст характеризуется активными преобразованиями в анатомо-физиологическом, психологическом и умственном развитии школьников, которые несут за собой перемены в его поведении. У них отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.
Физический элемент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца. На контрольном этапе, повысился уровень физической подготовки юношей допризывного возраста, что доказывает эффективность специальных занятий по физической культуре. Большое разнообразие движений на занятиях и целенаправленная подготовка к будущей службе в армии привело к необходимости количественно и качественно оценивать компонент физической подготовки.
Литература
- Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. — 780 c.
- Балов А.Ш., Киргуев А. Х. Физическое воспитание как фактор повышения профессиональной подготовки советских воинов. – М.: ВПА, 2012. – 64 с.
- Виноградов П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. — М.: Советский спорт, 2015. — 172 c.
Мезенцев В.А. Физическая военно-прикладная подготовленность молодёжи допризывного возраста // Правоохранительные органы: теория и практика. – Екатеринбург, 2010. №2. С.112-116.