Булгакова Л.И.
Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКА СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования нормативного правового материала, касающегося правового статуса участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и г. Севастополя, включая новеллы законодательства на 25 декабря 2018 года. Автором сделан ряд выводов, в том числе о распространении действия льготного особого режима хозяйствования исключительно на деятельность участников СЭЗ, связанную с реализацией инвестиционного проекта.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, участник свободной экономической зоны, особый режим предпринимательской деятельности, предпринимательское право.
Keywords: free economic zone, member of the free economic zone, special business regime, business law.
В конце декабря 2018 года вступила в силу редакция Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ). Новеллы указанного законодательного акта касаются, в частности, правового статуса участника свободной экономической зоны (далее – участник СЭЗ). Содержание этих положений представляет интерес не только с точки зрения регламентации отдельных видов правоотношений, связанных с участием хозяйствующего субъекта, зарегистрированного в качестве участника СЭЗ, но и для понимания путей формирования общей концепции дальнейшего развития законодательства в данной сфере.
Следует обратить внимание на тот факт, что на территории Республики Крым и г. Севастополя предпринимательскую деятельность могут осуществлять участники СЭЗ и лица, не имеющие такого статуса. Однако лишь участники СЭЗ вправе реализовать свой инвестиционный проект, применяя особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в указанной экономической зоне, а также таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Прежде всего отметим уточнение, сделанное в ч.1 ст.13 Закона № 377-ФЗ, которая устанавливает определенные требования к лицу, намеревающемуся приобрести такой статус. Для получения статуса участника СЭЗ хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в зависимости от места реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или г. Севастополя, состоять на учете в налоговом органе и иметь инвестиционную декларацию, соответствующую установленным законодательством требованиям.
В соответствии с первоначальной редакцией данной нормы получение статуса не зависело от места регистрации предпринимателя, закон не содержал запрет на получение статуса участника СЭЗ в одном из названных субъектов РФ, имея при этом регистрацию на территории другого субъекта РФ. Согласно рассматриваемому уточнению для получения статуса участника СЭЗ имеет значение, на территории какого субъекта РФ был зарегистрирован предприниматель. Он сможет получить статус участника СЭЗ на территории того же субъекта РФ и осуществлять реализацию своего инвестиционного проекта, а также пользоваться налоговыми и другими льготами, установленными федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ.
Анализ нормативных правовых актов о свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя позволяет сделать вывод о том, что участниками указанной экономической зоны могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы. Отметим, в отношении резидентов особых экономических зон и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в законодательстве имеются определенные ограничения, например, унитарные предприятия не могут приобретать статус резидента.
Считается, что данное ограничение связано с тем, что эти субъекты не являются собственниками имущества, за счет которого осуществляют хозяйственную деятельность, а приобретают лишь право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Такое ограничение не установлено для участников СЭЗ. Также приобрести данный статус могут коммерческие и некоммерческие организации, основная деятельность которых не связана с извлечением прибыли. Данный вывод следует из нормы ст.12 Закона № 377-ФЗ, согласно которой «в свободной экономической зоне может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона» (выделено мною – Л.Б.).
Помимо указанных ограничений в законодательстве об особых экономических зонах и в законодательстве о территориях опережающего социально-экономического развития содержится запрет для юридических лиц – резидентов данных территорий – иметь филиалы и представительства за пределами таких территорий, связанный с необходимостью сосредоточения бизнеса на соответствующей территории для ее развития [5; 6]. Законодательство о свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя не запрещает участникам СЭЗ создавать филиалы и представительства за пределами такой зоны, однако, в соответствии с новым положением, предусмотренным ч.20.1 ст.13 Закона № 377-ФЗ, на такие подразделения юридического лица не будет распространяться специальный режим осуществления предпринимательства. Данная норма вступила в силу с 25 декабря 2018 года и в полной мере отвечает принципу территориальной ограниченности действия особого правового режима в свободных (специальных, особых) экономических зонах [2, 181-182; 3, 22]. При этом, данное положение не ограничивает деятельность самого хозяйствующего субъекта, что представляется вполне оправданным с точки зрения интересов предпринимателя и развития бизнеса в целом.
Процедура регистрации участника СЭЗ или «специальный порядок легитимации», как ее называют специалисты в области предпринимательского права [1, 193], получила детальную законодательную регламентацию, позволяющую, с одной стороны, обеспечить права и законные интересы граждан, а с другой, провести тщательную оценку на предмет эффективности инвестиционного проекта предпринимателя для достижения установленных в ст.1 Закона № 377-ФЗ целей. В соответствии с данной нормой целями функционирования свободной экономической зоны выступают обеспечение устойчивого социально-экономического развития, привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитие транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышение уровня и качества жизни граждан на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Данная процедура имеет две стадии: первая – подача хозяйствующим субъектом заявления о заключении договора об условиях деятельности в данной экономической зоне вместе с пакетом документов, предусмотренных законодательством, и заключение указанного договора; вторая – включение сведений о хозяйствующем субъекте в единый реестр участников свободной экономической зоны.
В отношении первой стадии процедуры регистрации нужно отметить, что в пакет документов, представляемых для регистрации, входит инвестиционная декларация. Форма этого документа утверждена уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [8]. Этот же орган определяет критерии и методику оценки эффективности инвестиционного проекта предпринимателя [9]. Как следует из Закона № 377-ФЗ, уполномоченный орган управления свободной экономической зоной принимает решение о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на основании сведений, содержащихся в инвестиционной декларации. Таким образом, значение инвестиционной декларации для принятия положительного решения о заключении такого договора и приобретения статуса участника СЭЗ трудно переоценить.
Прежде всего, в ней содержатся сведения о цели инвестиционного проекта, его технико-экономическое обоснование, виды деятельности, за счет которых данный проект будет осуществляться, и некоторые другие сведения. В частности, общий объем планируемых капитальных вложений, в том числе в первые три года деятельности хозяйствующего субъекта по заключенному договору. Законодательством дифференцируется минимальный объем капвложений в зависимости от статуса хозяйствующего субъекта. Так, для субъектов малого и среднего предпринимательства указанный объем капвложений не может быть менее 3 млн. руб.; для иных лиц – не менее 30 млн. руб. В ней также отражаются потребности предпринимателя в земельном участке, иной недвижимости, в инфраструктурном обеспечении (электроэнергия, водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, подъездные пути и др.) для реализации инвестиционного проекта.
В связи с последними дополнениями, внесенными в ч.3 ст.13 Закона № 377-ФЗ, особое значение приобретает выполнение участником СЭЗ графика ежегодного объема капиталовложений в первые три года реализации инвестиционного проекта. Данный график включается в инвестиционную декларацию и согласно ч.3.1 ст.13 Закона № 377-ФЗ, действующей в новой редакции, в этом графике объем капвложений в первый год реализации инвестиционного проекта должен составлять не менее 30 % от их общего объема.
Настоящее правило применяется в случае, если реализация инвестиционного проекта не связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капстроительства, для чего требуется получение предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов. В том случае, если реализация инвестиционного проекта все же связана с получением вышеуказанных заключений, согласований, разрешений, то в инвестиционной декларации должен отражаться график их получения. В нем же указывается количество запланированных новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта (п.5.2. ч.3 ст.13 Закона № 377-ФЗ). Невыполнение данного графика участником СЭЗ является основанием для расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и влечет за собой утрату данного статуса.
В данном контексте важным вопросом становится определение «инвестиционный проект». В первоначальной редакции Закона № 377-ФЗ отсутствовало понятие «инвестиционный проект», из-за чего на практике возникали проблемы с его неоднозначным толкованием, а также отождествлением с инвестиционной декларацией. Позднее закон был дополнен нормой, согласно которой под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником свободной экономической зоны в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений (ч.1 ст.12.1). Как видим, «инвестиционный проект» дается в трактовке – действие (деятельность), реализация которого может создавать определенные общественные отношения.
Такая трактовка отличается от понятия «инвестиционный проект», представленного в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в значении документ, который содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [7].
Аналогичным документом, включающем подобную информацию о планах инвестора, является бизнес-план резидента территории опережающего социально-экономического развития, а также инвестиционная декларация, предоставление которой необходимо в зоне территориального развития. Как видим, данное понятие отличается от понятия «инвестиционный проект», представленного в Федеральном законе № 39-ФЗ. Таким образом, в нормативных правовых актах о свободной экономической зоне инвестиционная декларация не отождествляется с инвестиционным проектом; информация о реализации инвестиционного проекта участником СЭЗ содержится в инвестиционной декларации.
Значение для принятия решения об эффективности инвестиционного проекта будут иметь, прежде всего, его соответствие целям создания свободной экономической зоны на территории Республики Крым и г. Севастополя, достижение положительного социально-экономического эффекта, срок его окупаемости, наличие необходимой инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта и др. Следовательно, несоответствие инвестиционного проекта определенным критериям и признание органом управления свободной экономической зоной его неэффективным дает основание для отказа в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (другими словами, экономической нецелесообразности такого договора).
Решение об отказе в заключении договора принимается также в случае несоответствия оговоренным в ч.1 ст.13 Закона № 377-ФЗ требованиям (так называемое формальное основание). Другие основания для отказа в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне не предусмотрены. Следовательно, согласно новой редакции ч.14 ст.13 указанного закона, уполномоченный орган управления свободной экономической зоной вправе отказать в заключении договора не только по формальному основанию, но и в случае признания такого договора экономически нецелесообразным на основании заложенной в инвестиционной декларации информации. Законодательством предусмотрено право обжаловать отказ в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в судебном порядке.
В связи с рассмотрением проблем, касающихся правового статуса участника СЭЗ необходимо отметить, что его хозяйственная правосубъектность имеет определенные особенности. Участник СЭЗ приобретает:
- права и обязанности по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне, в силу которого реализует инвестиционный проект в объемах и в сроки, установленные договором и инвестиционной декларацией;
- право на применение особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом законодателем уточняется, что возникновение данного права связано с реализацией инвестиционного проекта. Следовательно, хозяйственная деятельность участника СЭЗ, не связанная с таким проектом, не порождает указанное право (ч.22 ст.13 Закона № 377-ФЗ);
- право на аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для реализации договора без проведения торгов;
- права на получение льгот и гарантий в соответствии со специальным правовым режимом предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне;
- и другие.
В то же время нормативными актами могут налагаться ограничения на осуществление отдельных видов деятельности участником СЭЗ. Так, участник СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых. Исключение составляет добыча подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, а также разведка и добыча природных лечебных ресурсов для осуществления санаторно-курортного лечения и организации отдыха.
Статус участника СЭЗ достаточно привлекателен для хозяйствующих субъектов в силу возможности применения льготного режима предпринимательства при выполнении условий договора. Об этом, в частности, упоминается в ежегодном отчете Минэкономразвития России о результатах функционирования свободной экономической зоны, по данным которого в качестве участника СЭЗ на 31 декабря 2018 г. было зарегистрировано 1714 хозяйствующих субъектов. Большинство из них – это субъекты малого и среднего предпринимательства, они составляют 92,7% от общего числа участников. Анализ деятельности участников СЭЗ приводит к выводу об эффективном функционировании данной экономической зоны [10].
Что касается прекращения статуса участника СЭЗ, то оно связано с исключением записи о хозяйствующем субъекте из единого реестра участников свободной экономической зоны.
Основаниями для внесения такой записи в указанный реестр являются:
- расторжение договора по соглашению сторон или по решению суда; исключение составляет случай, когда участник СЭЗ осуществляет несколько инвестиционных проектов, что допускается законодательством;
- прекращение деятельности участника СЭЗ в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (при условии, что участник осуществлял инвестиционный проект только по одному договору).
Как видим, перечень оснований для утраты статуса участника СЭЗ, предусмотренный законом, является закрытым. Между тем правовая судьба участника СЭЗ тесно связана не только с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне, но также с существованием этой зоны. Срок ее действия определен в 25 лет, если он не будет продлен или, наоборот, досрочно прекращен в силу ст.9 Закона № 377-ФЗ. Полагаем, что в данный перечень следует включить еще один пункт, связанный с утратой статуса участника СЭЗ, а именно: «прекращение существования свободной экономической зоны».
Следует также обратить внимание на последствия, связанные с утратой хозяйствующим субъектом рассматриваемого статуса. В соответствии с ч.26 ст.13 Закона № 377-ФЗ у лица, утратившего статус участника СЭЗ, прекращается право осуществления своей деятельности с применением особого режима предпринимательства. При расторжении договора по решению суда на хозяйствующего субъекта возлагается обязанность по уплате штрафа в размере, предусмотренном указанным договором (ч.23.1 ст. 13 Закона № 377-ФЗ). Как правило, такая обязанность содержится в качестве условия договора, заключаемого участником СЭЗ с публичной стороной.
Кроме того, в случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда, Налоговый кодекс РФ возлагает на лицо обязанность по восстановлению и уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество, земельного налога, страховых взносов, исчисленных без учета статуса участника СЭЗ за весь период реализации инвестиционного проекта (п.1.7. ст.284, п.26 ст.381, п.12 ст.395, п.10 ст.427 НК РФ). Подобное правило о компенсации суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот характерно и для иных специальных правовых режимов, например, для особой экономической зоны в Магаданской области.
Объем данной публикации не позволяет более подробно рассмотреть все аспекты, связанные с особенностями правового статуса участника СЭЗ, включая его приобретение, объем возникающих прав и обязанностей, а также его прекращение. Однако, анализ имеющейся в этой области нормативной базы позволяет сделать некоторые выводы.
Законодательство о свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя предоставляет широкому кругу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приобретать статус участника СЭЗ, в силу которого такой субъект может осуществлять деятельность, связанную с реализацией его инвестиционного проекта, применяя особый льготный режим хозяйствования. Отмечается сходство в правовом положении участников СЭЗ, резидентов особых экономических зон и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в России, что не исключает особенностей в статусе участника СЭЗ.
Нормативная база рассматриваемой области отношений находится на стадии формирования. Новая редакция Закона № 377-ФЗ свидетельствует об изменении концепции особого режима предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя. Льготный характер такого режима, заложенный в первой редакции указанного закона для создания благоприятного делового климата и привлечения инвестиций в регион, становится инструментом для достижения публичных целей, определенных в ст.1 Закона № 377-ФЗ. Данный законодательный акт в новой редакции распространяет указанный режим исключительно на деятельность участников СЭЗ, связанную с реализацией инвестиционного проекта.
Нормативная правовая база о свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя нуждается в определенной корректировке.
Литература:
- Буткевич О.В. Правовой статус участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и г. Севастополя // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2016. Т.2 (68). № 2. С.190-197.
- Мотуренко С.М. Зоны территориального развития как новая форма развития предпринимательства. В сб.: Фундаментальные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права /отв. ред. С.С.Занковский. // Труды Института государства и права РАН. 2014. № 1. С.178-189.
- Постатейный комментарий Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / Под ред. А.Н.Козырина. М.: 2006. С.22.
- Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 25.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 25.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс»
- Приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 г. № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации» (в ред. От 22.04.2019) // СПС «КонсультантПлюс»
- Приказ Минэкономразвития России от 23 апреля 2019 г. № 241 «Об утверждении критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 21.06.2019.
- Отчет Минэкономразвития России о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год. [Электронный ресурс].