Каранда А.В.
Филиал Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в городе Севастополе
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА
Аннотация
В статье описана роль превентивних мер в системе российского права. Особое внимание было уделено профилактическим мероприятиям, которые применяет Росфинмониторинг для минимизации нарушений в сфере отмывания доходов, финансирования терроризма и оружия массового поражения. В статье были рассмотрены основные формы профилактического воздействия на подконтрольные субъекты, а также был проведён анализ их эффективности. В качестве примеров превентивных мер в статье были описаны сервис «Личный кабинет», региональные советы комплаенс (РКС) и проведение информационных и образовательных мероприятий. Кроме того, в статье были выделены 4 основные группы подконтрольных субъектов, на которых направлены профилактические мероприятия. Следует также отметить, что в статье были обозначены цели превентивной политики Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, профилактические меры, легализация (отмывание) доходов, финансирование терроризма, финансирование оружия массового поражения, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Keywords: financial monitoring, preventive measures, legalization (laundering) of income, financing of terrorism, financing of weapons of mass destruction, Federal Financial Monitoring Service.
Для минимизации последствий преступления наиболее эффективной мерой будет не только ужесточение наказания для правонарушителей с целью их «запугивания», но и реализация превентивных мер, так как это позволит не только существенно сократить количество совершенных противоправных деяний, но и минимизировать общественную опасность, наносимую в ходе совершения правонарушения. Следовательно, интенсификация проведения профилактических мероприятий становится постепенно основным трендом в деятельности надзорных органов государственной власти [1,2].
Профилактические меры занимают одну из ключевых позиций в системе финансового мониторинга в РФ. Превентивный аспект в финансовом мониторинге реализуется посредством мероприятий, проводимых Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом).
Росфинмониторинг – это федеральный орган исполнительной власти РФ, основными функциями которого являются противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, а также противодействие финансированию терроризма и оружия массового поражения, созданный в 2001 году Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём».
Обобщив, можно дать следующее определение: «Профилактика нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма и оружия массового поражения – это системно организованная деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу и его территориальных органов, направленная на реализацию мер правового, организационного, социального, информационного характера».
Основным приоритетом в деятельности Росфинмониторинга и его территориальных органов постепенно становится реализация превентивных мероприятий. Для достижения желаемого результата были поставлены следующие цели:
- Предупреждение нарушений обязательных требований законодательства, которые могут быть совершены подконтрольными субъектами.
- Снижение издержек, которое может быть достигнуто за счёт сокращения выездных и камеральных проверочных мероприятий.
- Формирование концепции социально ответственного, добросовестного, правомерного поведения подконтрольных субъектов.
- Повышение транспарентности контрольно-надзорной деятельности Росфинмониторинга при реализации мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма и оружия массового поражения [3].
Согласно статистическим данным, в 2018 году в Росфинмониторинге на учёте состояло 15,2 тысячи организации и индивидуальных предпринимателей. Следует также отметить, что к субъектам, в отношении которых применяются превентивные мероприятия, относятся:
- Операторы по приёмы платежей (68,7% от всех подконтрольных субъектов).
- Организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости (риелторы) (16%).
- Лизинговые компании (14%).
- Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг) [4].
Программа профилактических мероприятий активно проводится уже на протяжении трёх лет, и её эффективность может подтвердить тот факт, что в 2018 году различными формами превентивных мероприятий было охвачено более 8,6 тысяч поднадзорных организаций.
Следует отметить, что основными превентивными методами, которые применялись Росфинмониторингом, в 2018 году были следующие формы профилактического воздействия: консультации, семинары, инструктажи, тематические конференции, информационные письма и т.д. Для увеличения эффективности проведённых мероприятий и максимальной вовлечённости представителей подконтрольных субъектов отдельные мероприятия предусматривали заочное участие, т.е. они проводились в формате видеоконференции.
Кроме того, важную роль в системе коммуникаций между Федеральной службой по финансовому мониторингу и подконтрольными объектами стал играть сервис «Личный кабинет» на официальном сайте Росфинмониторинга, который позволяет донести до подконтрольных субъектов конкретные замечания или возможные нарушения в доступной форме благодаря качественно разработанному интерфейсу. Эффективность «Личного кабинета» можно подтвердить следующими статическими данными. Благодаря данному сервису удалось повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, и финансирования терроризма и оружия массового поражения на 4% без учёта проведения иных мероприятий. Следует отметить, что за 2018 год увеличилась на 8 % доля подконтрольных субъектов, которая оценивает риски в своей деятельности.
Следует также отметить, что официальный сайт Росфинмониторинга играет важную просветительскую функцию, так как на сайте регулярно актуализируется база нормативно-правовых актов, чтобы подконтрольные субъекты могли максимально оперативно ознакомиться с изменениями в законодательстве/ Кроме того, на сайте присутствует информация о типовых нарушениях и рекомендациях по их устранению.
Одним из ключевых институтов, который содействует реализации превентивных мер, является Совет комплаенс. Совет комплаенс – это консультативный орган при межведомственной комиссии по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию оружия массового поражения. Этот орган состоит из ведущих экспертов в данной сфере со всех субъектов РФ. Таким образом, для максимально эффективного взаимодействия с частным сектором был создан институт Региональных совет комплаенс (РКС). Деятельность РКС позволила обеспечить обмен успешными практиками по организации системы внутреннего контроля в подконтрольных субъектах, обеспечить максимальную эффективность обратной связи с частным сектором и максимально чётко определить критерии рисков в сфере противодействия отмыванию доходов, финансированию терроризма и оружия массового поражения. Эффективность деятельности РКС может подтвердить тот факт, что в 2018 году было проведено 35 мероприятий образовательного характера [4].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Превентивные мероприятия являются ключевым звеном в системе финансового мониторинга, так как правонарушения в финансовой сфере проще предупредить, чем ликвидировать и выявлять.
2. Подконтрольными субъектами в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконных путём, и финансированию терроризма и оружия массового поражения, на которых направлены меры профилактического воздействия являются лизинговые компании, факторинговые фирмы, риелторы (организации и индивидуальные предприниматели) и операторы по приёму платежей.
3. К основным формам профилактического воздействия на подконтрольные субъекты, которые применяются Росфинмониторингом, можно отнести: сервис «Личный кабинет», региональные советы комплаенс (РКС), налаживание постоянной обратной связи, информирование подконтрольных субъектов об изменениях в законодательстве и проведение мероприятий образовательного характера.
Литература:
- Ю.А. Соловьёва. Профилактика правонарушений. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 мая 2019 года для системы Консультант. Плюс.
- Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 28.07.2019).
- Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) от 21.02.2019 № 48 «Об утверждении программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма на 2019 год».
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.07.2019).