Тюленев С.Н.1, Ошурков Д.В.2
1Преподаватель, 2старший преподаватель кафедры специальной подготовки
Восточно-Сибирский институт МВД России
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ЕДИНОБОРСТВАХ
Аннотация
Результативное выступление для спортсменок на соревнованиях абсолютно любого уровня во многом зависит не только от высокой готовности технической, тактической и физической формы, но и от их психологической подготовленности к данному соревнованию.
Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная тренировка, соревнования, единоборства, физическая подготовка
Keywords: psychological training, sports training, competitions, martial arts, physical training
Результативное выступление для спортсменок на соревнованиях абсолютно любого уровня во многом зависит не только от высокой готовности технической, тактической и физической формы, но и от их психологической подготовленности к данному соревнованию.
Действительно, чтобы показать максимальный результат в соревнованиях используя свои тактические, технические и физические способности, умения и навыки и наряду с этим, раскрыть дополнительные потенциалы своего организма, необходимо, чтобы спортсменка была психологически готова к определенным условиям спортивной деятельности. Любые соревнования — это психологический стресс для спортсменки. Необходимо иметь устойчивую психику для того, чтобы не растерять перед началом соревнований все то, что было накоплено в процессе тренировки. Часто случается, что хорошо физически развитая спортсменка, проигрывает, в связи с тем, что психологически не была настроена на достижение цели, движению к победе. И наоборот, вопреки предсказаниям на победу более физически подготовленной спортсменки, победу одерживает тактически слабая, которая одержала победу благодаря желанию и стремлению к победе. Поэтому следует не забывать, что психологическая подготовка спортсменки к различным стартам является важнейшим элементом обучения и тренировки [2].
Наилучший показатель психологической подготовки спортсменки участие в соревнованиях различного уровня. Опыт в соревнованиях показывает надежность спортсменки. Однако нередко на соревнованиях происходят срыв скопленного нервно-психического потенциала.
Мы считаем, чтобы у спортсменки результаты в соревнованиях были стабильные, в подготовку психологической направленности необходимо вводить элементы соревновательности и(или) по максимуму приближать ситуации к соревновательным. И обязательно не забывать о воспитании волевых качеств:
- формирование напористости, упорства, упрямства, а также настойчивости, происходит при наличии способности преодолевать трудности и при устремленности к достижению обозначенной цели;
- проявление целеустремленности наиболее ярко выражено в умении ставить близкие и достигаемые рубежи и при этом определять средства и методы их достижения;
- проявление решительности и смелости выражается в готовности действовать без сомнений;
- выдержка и самообладание проявляется в умении владеть чувствами, как в рядовых условиях, так и неординарных.
В зависимости от статуса соревнований на психику спортсменки может оказываться различное влияние, это накладывает требование к определенному уровню психологической подготовки. В результате этого в практике определились два вида спортивно-психологической подготовки девушек к участию в единоборстве. А именно: общая подготовка и специальная (к конкретному старту) [1].
Направлением общей психологической подготовки является комплекс мероприятий, связанных с воспитанием победного мировоззрения у спортсменки, развитием определенных качеств личности, способствующих воспитанию спортивного характера. Такой характер складывается и вырабатывается в процессе довольно большого количества тренировок. В результате спортсменка приобретает состояние спокойной боевой уверенности.
Специальная психологическая подготовка – это создание у спортсменки состояния психической готовности к выступлению в соревнованиях. Элементами такой подготовки являются: трезвая уверенность в своих силах, т.е. когда спортсменка соотносит свои возможности и возможности противника в грядущих испытаниях; стремление упорно и до конца бороться за победу и достижение соревновательной цели; уровень эмоционального возбуждения должен быть оптимальным, без излишней эмоциональности; высокая устойчивость при появлении «помех»; способность управлять своими чувствами и эмоциями, а также навыками и умениями, соответствовать нормам морально-этического поведения.
При введении каких-либо помех, необходимо учитывать личностные качества спортсменок, их возможную реакцию, а также учитывать условия и особенности соревнований, к которым идет подготовка. Необходимо программировать у спортсменки приблизительный результат, который она может показать на соревнованиях, учитывая ее возможности для того, чтобы спортсменка была готова к высокому результату и не боялась, но и не слишком радовалась, так как изменение эмоционального состояния может негативно сказаться на эффективности выполняемой деятельности и на результате. Поэтому необходимо помнить, что спортсменка должна сохранять оптимальное психическое состояние во время соревнования.
Психологическая подготовка спортсменки – это и педагогический процесс, который характеризуется не только работой самой спортсменки над собой, но и взаимоотношениями тренера и спортсменки, а также других лиц, с которыми взаимодействует спортсменка до соревнований и во время их проведения. Весь учебно-тренировочный процесс основан на взаимодействии тренера и спортсменки посредством проведения воспитывающего обучения через определенные мероприятия, позволяющие спортсменке сознательно, активно и творчески планировать, и проводить тренировки, а также уметь грамотно распределять рабочие нагрузки и время отдыха. Учебно-тренировочный процесс должен содержать определенные периоды с последовательностью накопления знаний, однако психологическая подготовка должна неразрывно идти с физической, тактической и технической подготовкой [7].
Таким образом, под психологической подготовленностью следует понимать величину вырабатывания комплекса психических качеств и особенностей личности спортсменки, от которых зависят безукоризненное и верное выполнение спортивной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях.
Литература
- Ашкинази С.М. Спортивно-боевые единоборства в системе подготовки силовых структур, антитеррористических подразделений и в мире спорта / С.М. Ашкинази, А.А. Николаев, В.В. Кадурин, С.П. Новиков // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. Материалы Международного научного конгресса / Москва 2-4 февраля 2006 г. – М.: ООО «Антиа Пресс», 2006. – 384 с. – С. 34-43.
- Ворожцов А.М., Ошурков Д.В., Кельдасов Т.Д. Развитие силовых способностей сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие/ ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России». – Иркутск, 2016. – 64 с.
- Гаськов А.В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах / А.В. Гаськов. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. – 271 с.
- Иванов С.А. Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Иванов. – М.: ВНИИФК, 1995. – 23 с.
- Коробков С.В., Малинин Е.Г. Поединки, моделирующие ситуации пресечения сопротивления правонарушителей: метод. рекомендации для преподавателей. Саратов, 2007. — 35 с.
- Морев Д.Г. Методика боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. — 24 с.
7.Ошурков Д.В., Кельдасов Т.Д., Тюленев С.Н., Лопатин Д.А. Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие морально-волевых качеств у сотрудников правоохранительных органов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. — № 9(14). — С. 67-72.