Бочарова И.О.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Научный руководитель: Подольская О.А. старший преподаватель кафедры дошкольного
и специального образования Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор предлагает использовать в процессе коррекционно-развивающей работы лепку как одно из средств развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Abstract
The article considers the problem of fine motor development in older preschool children with general speech underdevelopment. The author suggests using modeling in the process of correctional development as one of the means of developing fine motor skills in older preschoolers with general speech underdevelopment.
Ключевые слова: дошкольный возраст, моторика, развитие речи, лепка, общее недоразвитие речи.
Keywords: preschool age, motor skills, speech development, modeling, general speech underdevelopment.
Дошкольный возраст является особенным, так как в это время ребенок начинает познавать мир, во всех сферах его деятельности происходят значительные изменения. Именно в этом возрасте появляется возможность творчески подходить к решению проблем.
Важным аспектом развития детей старшего дошкольного возраста является развитие координации движений пальцев рук и мелкой моторики. С состоянием моторики рук тесно связано развитие речи, находящееся в прямой зависимости от сформированности тонких движений.
Моторика имеет большое значение в жизни, так как в процессе ее развития идет взаимодействие со всеми высшими психическими функциями: мышлением, вниманием, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), зрительной памятью.
Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь между развитием рук и мозга. Несложные движения рук могут помочь убрать напряжение, снять умственную усталость. М.М. Кольцова доказала, что все кинестетические импульсы от пальцев рук играют важную роль при формировании речевых областей в коре больших полушарий мозга [2].
Ряд исследователей (В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев и др.) отмечают, что с помощью занятий по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста с ОНР развивается мелкая моторика, совершенствуются навыки использования различных материалов, инструментов, вырабатывается умение с легкостью ориентироваться в окружающем мире, а также самостоятельность и аккуратность.
Для старших дошкольников с ОНР характерна неловкость движений в ходьбе, беге, прыжках, плохая координация, излишняя замедленность или, наоборот, импульсивность. Все это можно назвать одной из тех причин, которые затрудняют овладение простыми умениями и навыками самообслуживания. Многие дети старшего дошкольного возраста с ОНР не умеют одеваться и раздеваться самостоятельно, аккуратно и правильно складывать свои вещи. Огромная сложность также для них представляется при зашнуровывании обуви, застегивании и расстегивании пуговиц. У таких детей слабое моторное развитие сказывается на всех видах деятельности [3].
В ДОО старшие дошкольники с ОНР занимаются различным ручным трудом, в процессе которого формируются условия для нормального развития мышления, памяти, внимания, речи, воображения, а также для совершенствования художественно-конструктивных и познавательных способностей детей.
Одним из средств развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР является лепка. В процессе лепки развивается воображение, старшие дошкольники с ОНР учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Идет развитие сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствования точности в выполнении действий. Это имеет большое значение для подготовки руки к письму и к учебной деятельности в целом.
В ДОО используют три формы лепки: декоративная лепка (предметы декоративного искусства — свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями), предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет); сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей).
В процессе занятий лепкой происходит обыгрывание различных сюжетов и выполнение практических действий, постоянно ведется разговор с детьми. Игровая деятельность стимулирует речевую активность, побуждает к подражанию. Такая работа помогает старшим дошкольникам с ОНР уточнять уже усвоенные знания, расширять знания о величине, форме, цвете, количестве предметов, их пространственном расположении [1].
После того как у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже сформированы основные умения лепки, появляется больше возможностей для независимой деятельности. Данный подход позволяет совершенствовать фантазию у них, творческое начало, развивать их личность.
Таким образом, занятия лепкой, знакомят старших дошкольников с ОНР с объемными формами предмета, взаимосвязью частей и целого, у них формируется навык работы двумя руками, развивается координация движений, глазомер, пространственное мышление. Перед детьми старшего дошкольного возраста с ОНР лепка открывает удивительные возможности: моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, создавать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, воспитывает эстетический вкус, предоставляет им возможность почувствовать гармонию окружающего мира.
Литература:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. — М.: Сфера, 2017. – 64 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22.
- Халимбекова Г.А. Развитие мелкой моторики как взаимодействие со всеми высшими свойствами сознания // Проблемы педагогики. — 2015. — №2 (3).– С. 65-67.