ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ НА СОРЕВНОВАНИЯХ РОССИЙСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО СОЮЗА

УДК 796.912:793.3

Савельева Ю.М., Клецов К.Г.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ НА СОРЕВНОВАНИЯХ РОССИЙСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО СОЮЗА

Аннотация

В статье определяются некоторые особенности соревновательной деятельности детей 8-10 лет, соревнующихся на мероприятиях Российского танцевального союза. Определены показатели объема и плотности соревновательной работы.

Ключевые слова: танцевальный спорт, объем соревновательной нагрузки, интервалы отдыха.

Key words: dance sport, competitive load, rest intervals.

Введение. Актуальность. Все большую роль в современном спорте приобретает учет особенностей соревновательной деятельности в тренировочном процессе. Этой научной проблеме посвящены работы ряда авторов в видах спорта со сложной координацией движений, в том числе в танцевальном спорте [1-6].

Эффективность тренировки в предсоревновательном периоде подготовки существенно определяется степенью соответствия содержания подготовительного процесса специфике предстоящих соревнований [5]. Различные соревнования имеют ярко выраженные особенности структуры, содержания и объема нагрузки. Все эти особенности необходимо учесть в процессе предсоревновательной подготовки. Они отражаются в необходимости различных вариантов построения средних и малых циклов подготовки, а также в структуре и содержании занятий различного типа. Важным методом, обеспечивающим соответствие тренировочного процесса требованиям соревновательной деятельности, является моделирование особенностей предстоящих соревнований по содержанию, структуре и объему тренировочной нагрузки. По нашему мнению, это необходимо реализовывать в тренировочном процессе даже самых юных спортсменов.

Поэтому решение проблемы эффективной подготовки танцоров детского возраста, посредствам определения модельных характеристик соревновательной деятельности на соревнованиях различного характера представляется нам актуальной.

Проблема исследования заключается в необходимости определения особенностей соревновательной деятельности детей 8-10 лет на мероприятиях Российского танцевального союза для их учета в процессе организации занятий различного типа.

Объект исследования: соревновательная деятельность детей в танцевальном спорте.

Предмет исследования: особенности соревновательной деятельности спортсменов 8-10 лет на мероприятиях Российского танцевального союза.

Цель исследования: определить особенности соревновательной деятельности детей 8-10 лет на мероприятиях Российского танцевального союза.

Гипотеза исследования: предполагалось, что учет специфики предстоящих соревнований позволит определить ориентиры для предсоревновательной подготовки к мероприятиям Российского танцевального союза танцоров 8-10 лет.

Практическая значимость: определены особенности соревновательной деятельности детей 8-10 лет на мероприятиях Российского танцевального союза. Полученные результаты могут быть применены в практике подготовки спортсменов к данным соревнованиям.

Методы исследования:

  1. Анализ научно – методической литературы.
  2. Педагогические наблюдения.
  3. Хронометраж.
  4. Методы математической статистики.

Результаты исследования. Для определения особенностей соревновательной деятельности детей 8-10 лет в танцевальном спорте на мероприятиях Российского танцевального союза, мы проводили педагогические наблюдения. В результате наблюдений нами определено, что в среднем, на соревнованиях в возрастной группе детей 8-10 лет, в европейской программе соревнования проходят в 3 тура, в латиноамериканской программе в 2-3 тура, в двоеборье в 1-2 тура. В соответствии с этим, в среднем, исполняется следующее количество танцев: в европейской программе – 15 танцев, в латиноамериканской программе – 10-15 танцев, в двоеборье – 10-20 танцев (табл. 1).

Таблица 1

Особенности соревновательной деятельности детей 8-10 лет в танцевальном спорте на мероприятиях Российского танцевального союза (х±σ)

Европейские танцы Латиноамериканские танцы Двоеборье
Количество туров Количество танцев Количество туров Количество танцев Количество туров Количество танцев
3±0,6 15±2,8 2,5±0,5 15±2,7 1,5±0,5 15±5,5

 

В таблице представлены среднее значение и стандартное отклонение изучаемых показателей. Однако, в практике соревновательной деятельности не может быть исполнено 2,5 тура соревнований. Может быть исполнено либо 2 либо 3 тура. В этой связи мы считаем в тренировочном процессе более целесообразно ориентироваться на больший объем соревновательной деятельности. Данное решение будет способствовать более качественной подготовке спортсменов и формированию оптимальной избыточности [1-3].

Для определения величины соревновательной нагрузки детей 8-10 лет на мероприятиях Российского танцевального союза, нами был проведен хронометраж соревновательной деятельности. Длительность соревновательного упражнения составила в среднем – 1 минута 27 секунд; длительность пауз отдыха между танцами, в среднем в финале – 55 секунд, в полуфинале – 1 минута 25 секунд, в четвертьфинале – 1 минута 38 секунд; длительность пауз отдыха между турами, в среднем, от четвертьфинала до полуфинала – 40 минут, от полуфинала до финала – 1 час 47 минут (табл.2).

Таблица 2

Объем соревновательной нагрузки детей 8-10 лет на основных соревнованиях сезона Российского танцевального союза (х±σ)

Длительность соревновательного упражнения (сек.) Длительность пауз между танцами (сек.)
Финал  Полуфинал Четвертьфинал
87±2,5 41±41,4 89±26,1 98±2,3

В процессе хронометража выявлено, что показатели длительности соревновательного упражнения не менялись значительно от тура к туру.

Нами были рассчитаны средние значения изучаемых показателей, но в процессе хронометража и наблюдений нами было замечено, что финальный и полуфинальный этап соревнований имеет две формы организаций: непрерывная форма (полуфинал в 1 заход, финал без чередования) и интервальная форма (полуфинал в 2 захода, финал с чередованием). Исходя из наблюдений, мы посчитали, что показатели длительности соревновательного упражнения и длительности пауз отдыха между танцами в четвертьфинале, исходя из нашего хронометража и расчетов являются корректными, а показатели длительности пауз отдыха между танцами в полуфинале и финале не корректными, поскольку усредняют сведения о двух разных формах проведения соревнований, а «усредненных» соревнований в практике не бывает. В этой связи нами было принято решение рассчитать те же показатели, но отдельно для каждой формы организации соревнований (табл. 3).

Таблица 3

Длительность пауз отдыха между танцами в полуфинале и финале (х±σ)

Длительность пауз отдыха между танцами

(сек.)

Финал

(без чередования)

Финал

(с чередованием)

Полуфинал

(в 1 заход)

Полуфинал

(в 2 захода)

11± 1,5 99± 2,3 11± 2,1 97± 2,4

Рассчитанные нами показатели пауз отдыха в полуфинале и финале практически идентичны, что свидетельствует о том, что более принципиальное значение имеет способ проведения этих туров соревнования, чем сам тур, в котором участвует спортсмен.

Выводы. Рассмотренные нами особенности соревновательной деятельности детей 8-10 лет на мероприятиях Российского танцевального союза могут рассматриваться как ориентиры при подготовке спортсменов к стартам. Полученные показатели объема нагрузки и интервалов отдыха могут использоваться при проведении модельных занятий у детей, а также для расчета ординарной и ударной нагрузки в процессе планирования тренировочных занятий различного типа.

Литература

  1. Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов : теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. –М.: Физкультура и спорт, 2004. -325.
  2. Аркаев, Л. Я. Концепция интегральной подготовки и ее основные технологические компоненты / Л. Я. Аркаев, Р. Н. Терехина, Н. Г. Сучилин // Педагогический профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в системе высшего образования: материалы межвуз. науч.- практ. конф. – СПб., 1996. –С. 3-6.
  3. Аркаев, Л. Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. – 1997. — №11. – С. 17-25.
  4. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. А. Винер. –СПб., 2003. -20 с.
  5. Клецов К.Г. Содержание непосредственной подготовки к соревнованиям танцоров12-13 лет / К.Г. Клецов // Физкультурное образование Сибири: научно-методический журнал.- Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.- № 1 (33).- С. 93-96.
  6. Клецов К.Г. Педагогический контроль за интегральной подготовленностью в танцевальном спорте на основе анализа соревновательной деятельности / К.Г. Клецов, М В. Черватюк // Международный научно-исследовательский журнал.- Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ», 2016.- №10 (52).- С. 145 – 149.