ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ЖЕНЩИН)

Моторин Л.В.

Старший преподаватель кафедры специальной подготовки

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ЖЕНЩИН)

Аннотация

В Российской Федерации во многих подразделениях органов внутренних дел наряду с мужчинами проходят службу женщины. Они, как и все сотрудники ОВД в соответствии с приказами и наставлениями занимаются общей и специальной физической подготовкой, систематически совершенствуя свои навыки и умения.

Ключевые слова: специальная подготовка, женщина сотрудница полиции, боевые приемы

Keywords: special training, female police officer, fighting techniques

В Российской Федерации во многих подразделениях органов внутренних дел наряду с мужчинами проходят службу женщины. Они, как и все сотрудники ОВД в соответствии с приказами и наставлениями занимаются общей и специальной физической подготовкой, систематически совершенствуя свои навыки и умения.

Приказ № 1025 от 13 ноября 2012 г. «Наставление по физические подготовки для сотрудников ОВД РФ» учитывает особенности мужского и женского организма при физических упражнениях и нагрузке. На наш взгляд, раздел специальной физической подготовки данного документа не придает значения особенностям анатомического, физиологического и психологического строения мужского и женского организмов.

По роду служебной деятельности женщинам сотрудникам полиции так же, как и мужчинам в служебной деятельности приходится сталкиваться с силовым и огневым сопротивлением нарушителей, применять физическую силу, специальные средства и табельное оружие. В применении специальных средств и табельного оружия особого эмоционального и психологического отличия между мужчинами и женщинами сотрудниками полиции, как правило, не возникает. Применение оружия и спецсредств – это психологическая составляющая состояния полицейского, его внутренняя готовность пойти на крайнюю меру при защите закона, жизни граждан и личной безопасности. Применение же боевых приемов борьбы для пресечения противоправных действий граждан, нарушивших правопорядок, (как правило, это мужчины) требует от сотрудников полиции качественной психологической, общей и специальной физической подготовки, специальных умений и навыков техники и тактики боевых приемов борьбы, эмоциональной готовности к противоборству с нарушителем.

Женский организм по анатомическим и физиологическим качествам, физическим способностям (силе, быстроте, ловкости, выносливости и координации) конечно же, отличается от мужского. Наставление по физической подготовке для сотрудников ОВД в части раздела специальной физической подготовки проблему не учитывает.

Зачастую, женщины поступают в органы внутренних дел недостаточно подготовленными к службе. Исключение составляют выпускницы высших учебных заведений МВД, где физической подготовке будущих сотрудников уделяется достаточно внимания.

Основной контингент сотрудниц ОВД-это выпускницы гражданских образовательных организаций, представители народного хозяйства, женщины, вышедшие из декретных отпусков. Данная категория работниц, не служившая в силовых структурах, не владеет навыками физической подготовки и поступает на факультеты профессиональной подготовки для обучения сроком на четыре и шесть месяцев.

У подавляющего большинства поступивших слушателей низкий базовый уровень обшей физической подготовки и полное отсутствие навыков специальной физической подготовки. Столь короткий срок обучения, недостаточное количество часов, предусмотренное учебной программой при довольно значительном количестве тем раздела боевых приемов борьбы предназначенных к изучению, не позволяют сформировать у обучающихся устойчивые умения и навыки боевых приемов.

Частичное решения проблемы специальной подготовки женщин сотрудниц ОВД может быть заложено в изменении тем раздела и количества приемов, обязательных для изучения и сдачи контрольных нормативов. К примеру, основная часть сотрудниц полиции на девяносто процентов не в состоянии продемонстрировать на итоговых формах контроля и в практическом применении бросковою технику, за исключением приемов «задней подножки и броска с захватом ног сзади». Не в состоянии сотрудницы полиции эффективно применять и весь предлагаемый программой арсенал болевых приемов, требующих физической силы, значительного роста и массы тела, за исключением приемов «Рычага наружу и дожима кисти».

В ходе оперативно-служебной деятельности сотруднице полиции приходится действовать в экстремальных ситуациях, связанных с силовым пресечением противоправных действий правонарушителя, в том числе, вооруженного холодным либо огнестрельным оружием, его преследованием и задержанием [7].

В боевой ситуации женщина сотрудница полиции, уступающая в массе тела противнику, не в состоянии результативно произвести кой либо прием из арсеналов загибов, перегибов и сопровождений правонарушителей, способных в наркотическом или алкогольном состоянии на непредсказуемые действия, даже против сотрудников правоохранительных органов.

В мировой практике спортивных состязаний, связанных с силовыми единоборствами, мы не найдем ни одного примера противостояния борьбы между женщиной и мужчиной.

Решение проблемы изучения совершенствования и применения боевых приемов борьбы сотрудницами полиции женщинами заложено в самих женщинах, их морфологических, физиологических и психологических особенностях организма.

На наш взгляд, в основу женских боевых приемов необходимо заложить технику физического воздействия на болевые центры организма человека, удушающие приемы в различной динамике, болевой прием «рычаг руки наружу» и «рычаг руки внутрь» и приёмы физического болевого воздействия на сгибатели суставов конечностей рук и ног.

Предлагается использовать на практике также технику и тактику применения различных подручных предметов и вещей в помещении, на улице и в транспорте в любое время года. Для формирования прочных умений и навыков изучаемая техника боевых приемов должна быть проста и универсальна.

Техническая доступность при изучении и совершенствовании боевых приемов, эффективность их боевого применения на практике усилит личную мотивацию сотрудника полиции в продолжении самостоятельных занятий не только боевыми приемами борьбы в целях личной самообороны, но и в потребности в занятиях физической культурой и спотом на долгую перспективу.   

Литература

  1. Ахматгатин А.А. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России / А.А. Ахматгатин // Труды Нижегородского Государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева – 2010, № 1 (80). – С. 282 – 290.
  2. Ахматгатин А.А. Динамика значений показателей функционального состояния и физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательного учреждения МВД России / А.А. Ахматгатин // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы международной научно-практической конференции. — Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2013. – Т.1. – 320 с. – С. 25-33.
  3. Овчинников В.А. Модернизация системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России / В.А. Овчинников, Ю.А. Шапошников //Материалы VШ международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований – 2012». – Т. 10. Педагогические науки: Перемышль: Наука и исследования, 2012. – С. 12–14.
  4. Овчинников В.А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход / В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2011. – № 2. – С. 135–141.
  5. Ж.К. Холодов, В.С. Кузницов Теория и Методика Физической Культуры и Спорта:11-е издание. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучавшихся по направлению подготовки «Педагогического образования». – М.: Издательский центр «Академия» 2013.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник/ Л.П.Матвеев.- 4-е изд. – СПБ.-М.- Краснодар, 2004.-С.103-106.
  7. Цыденов И.А., Моторин Л.В., Тюленев С.Н. Основные направления совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал.  – 2017. — № 9(14). — С. 72-79.