ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Лаптева В.В., Жидяева Е.С.1

1Кандидат социологических наук, доцент;

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностям  приема на работу и правового регулирования трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Summary

The article is devoted to the peculiarities of employment and legal regulation of employment of people with disabilities.

Keyword: the state, the employer, people with disabilities, quota employment

Ключевые слова: государство, работодатель, инвалиды, квота, трудоустройство

Инвалид это лицо, обладающее нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма, из-за различных заболеваний, травм или дефектов, которые приводят к ограниченной жизнедеятельности и вызывают неизбежность его социальной защиты.

Ограниченная жизнедеятельность означает что лицо полностью или частично не способно на самообслуживание, самостоятельное передвижение, ориентирование, общение, контроль над своим поведением, обучение и занятие трудовой деятельности.

Несмотря на инвалидность, каждый гражданин имеет право на работу. Государство обеспечивает трудовую деятельность инвалидов через уполномоченные должностные лица, которые помогают им в трудоустройстве.

Государство также гарантирует трудоустройство инвалидов в любой организации или на предприятии, вне зависимости от формы собственности. Для этого устанавливаются квоты на прием инвалидов в организации. Но для этого в организации должны существовать специальные рабочие места для инвалидов. Чтобы иметь возможность реализации трудовых способностей инвалидам, разрабатываются специальные программы по получению новых профессий. Резервные места для инвалидов устанавливаются в центрах занятости, которые позволяют им свободно найти работу по профессии или специальности. Также государство дает гарантии на занятость инвалидов в предпринимательской деятельности [1].

Работодатели обязаны иметь наличие квот для инвалидов. Эта квота рассчитывается в размере 24 процентов на среднюю численность работающих по трудовому договору граждан. Но квота устанавливается в том случае, если в организации работает не менее 100 человек. При численности работников от 35 до 100 человека, на работодателя возлагается обязанность обеспечить рабочими местами не более 3 процентов инвалидов от числа работающих в данной организации. Не подлежат учету квоты в организациях, которые связаны с опасными или вредными условиями труда.

Не требуется устанавливать квоты рабочих мест в организациях, в которых находятся инвалиды, а также организации, которые имеют уставной капитал, состоящих из вкладов общества инвалидов. Другие работодатели обязаны предусматривать организацию рабочих мест так, чтобы инвалиды могли свободно работать.

Работодатели обязаны подавать в центры занятости информацию о наличии рабочих мест для инвалидов. Предусмотреть специальные рабочие места. Специальное рабочее место позволяет инвалидам не прилагать большие усилия для осуществления трудовой деятельности, адаптации и реабилитации. На рабочем месте должно находится оборудование для передвижения инвалидов, дополнительные меры безопасности и специальная оснащенность, которое позволит инвалидам в полной мере выполнять весь объем работы без каких-либо трудностей [2,104].

Оборудование рабочих мест осуществляется за счет работодателей. Контроль за обеспечением рабочими местами инвалидов осуществляют органы исполнительной власти. Должностными лицами осуществляется проверка на наличие минимальные мест для инвалидов. Если выявлены нарушения, то работодателей привлекают к ответственности.

Осуществление трудовой деятельности инвалидами в организациях не зависимо от форм собственности должно сопровождаться разработкой индивидуальных программ по реабилитации инвалидов. Это означает, что в процессе работы инвалиды смогли осуществлять требующийся объем работы.

В рабочее время должны быть установлены специальные режимы времени отдыха, для инвалидов, позволяющие им в полной мере восстановить силы для продолжения трудовой деятельности, как в течении рабочего дня, так и в период отпусков. Трудовое законодательство установило менее жесткий режим рабочего времени, а точнее максимум 35 часов в неделю. Ежегодные отпуска составляют 30 календарных дней. Работать сверхурочно и в ночное время инвалиды не могут [3,34].

Для инвалидов, которые ищут работу, существуют специальные программы трудоустройства. С их помощью можно получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.

Специальная государственная программа гарантий обеспечивает трудоустройство и профессиональное образование инвалидов, в нее входят:

  1. Законодательно установленные квоты по приему на работу граждан, которые являются инвалидами;
  2. Резервация рабочих мест по специальностям, которые подходят для продуктивного трудоустройства граждан, которые являются инвалидами – «очевидно, трудовые коллективы действуют на человека, а человек, в свою очередь отвечает требованиям общества» [4,146-149];
  3. Создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;

Также, часто применяются различные меры экономического стимулирования, например:

  1. Проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к специальным предприятиям, где работают инвалиды;
  2. Стимулирование формирование организациями специальных рабочих мест, для трудоустройства инвалидов;
  3. Создание таких условий, чтобы инвалиды смогли эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с привитием, «социальной и правовой активности» [5,60-62].

Инвалиды это особая категория работников, неподходящие под общие требования, которые распространяются на граждан, не имеющих серьезных заболеваний и ограничений связанных с трудовой деятельностью. Законодательством установлено множество социальных гарантий, которые направлены на возможность реализации инвалидами гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Трудовые отношения не являются исключением.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Горшков А.Г. Право социального обеспечения. Учебник. — М.: Омега-Л, 2011. — 160с.
  3. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. — М.: КноРус, 2014. — 512с.
  4. Сущенко С.А., Жидяева Е.С. Правовое образование российской студенческой молодежи как фактор формирования ее правосознания.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Выпуск №11 — 2016 г. С.146-149.
  5. Жидяева Е.С. Сущенко С.А. Условия формирования личности и теоретические основы поведения человека // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2017. Т. 3. С. 60-62.