Буслаева Е.Н.
Доцент, кандидат педагогических наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В Калужской области по инициативе губернатора Анатолия Артамонова сформирована необходимая законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять полномочия по реализации прав инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, доступная образовательная среда для обучения детей-инвалидов, трудоустройства и широкого вовлечения их в жизнь общества.
Abstract
In Kaluga region by the initiative of the governor Anatoly Artamonov is formed the necessary legislative base, allowing fully exercise the powers of implementation of the rights people with disabilities and children with limited health abilities, available educational environment for education disabled children, employment and wider involvement of society.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, доступная образовательная среда, инклюзивное образование.
Keywords: disabled children, children with limited health abilities, available educational environment, inclusive education
В России на сегодняшний день проживает более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч – это дети с инвалидностью, ежегодно численность данной категории детей увеличивается [12].
Растет также число новорожденных с весом менее 2,5 кг, в патологии новорожденных лидирует физиологическая незрелость (74%) и неврологическая симптоматика (до 86%), абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного и 4% детей подросткового возраста [8].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (ФЦПРО), предусматривающая распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов [14].
В рамках ФЦПРО во всех субъектах Российской Федерации был начат процесс распространения современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Это дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие); зрения (незрячие, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с нарушениями интеллектуального развития; нарушениями развития аутистического спектра, представляющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. [1, 5-6].
До недавнего времени отечественная система дошкольного образования принимала в себя только тех, кто отвечал ее требованиям – детей, которые способны обучаться по общеобразовательной программе и могли показывать требуемые результаты. В итоге часто получалось, что дети-инвалиды были изолированы от здоровых сверстников и выпадали из образовательного процесса [4, 196].
В сентябре 2016 года в РФ вступил в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей и являющийся основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных организаций [10].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей «для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» [13].
Эти гарантии закреплены в законодательных актах России: Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ «О социальной защите инвалидов» и др.
Во многих субъектах Российской Федерации также разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидам в условиях перехода к инклюзивному образованию [6, 38].
В Калужской области, по данным регионального Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время проживают 86,5 тысяч инвалидов или 8,6 процентов от общей численности жителей области, из них более 3 тысяч – дети: в 2012 году их было 2793 человек, на начало 2018 года – 3074.
По инициативе губернатора Анатолия Артамонова в Калужской области была сформирована необходимая законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять полномочия по реализации прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Анатолий Дмитриевич постоянно обращает внимание специалистов образования и социального комплекса на необходимость более тесного взаимодействия органов государственной власти и правозащитников в создании доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере образования и широкого вовлечения их в жизнь общества [2, 174].
Образование в Калужской области является приоритетным направлением социально-экономического развития региона. Именно это оказывает влияние на стратегическое планирование развития системы дошкольного образования. Дошкольное образование является одним из главных образовательных ресурсов, по своему потенциалу не уступающей ни одной из последующих ступеней образования [4, 197].
Период детства обладает самоценностью и собственной логикой развития. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, которые обусловливают дальнейшее личностное развитие и готовность к обучению [9, 1].
Институциональные преобразования системы дошкольного образования Калужской области, направленные на обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ, предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной принадлежности (образования, здравоохранения и социального развития, культуры, добровольных родительских сообществ и др.), в том числе с использованием новых организационно-правовых форм функционирования (автономная некоммерческая организация, автономное учреждение на основе нормативно-подушевого финансирования) [9, 6].
В 2018 – 2019 учебном году стратегической целью развития региональной системы дошкольного образования являлось удовлетворение запроса населения на услуги дошкольного образования, ликвидацию очередности по устройству детей в дошкольные образовательные организации и повышение качества дошкольного образования [7, 98].
Основная задача дошкольных образовательных организаций, согласно Концепция развития дошкольного образования в Калужской области до 2020 года, – это поиск современных моделей воспитания и образования, которые направлены на повышение качества образования обучающихся с ОВЗ, создание необходимых условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей и реабилитационного потенциала каждого ребенка с ОВЗ и оказание психолого-педагогической поддержки для формирования жизненных компетенций и успешной социализации [9, 6].
Большую помощь в этом им оказывает КГУ им. К.Э. Циолковского, осуществляющий научно-методическое сопровождение процесса реализации инклюзивного образования и координацию работы в этом направлении в Калужской области.
В условиях осуществления инклюзивного образования педагоги должны проходить специальную подготовку, переподготовку или повышать квалификацию, чтобы изучить существующий опыт, теоретические и практические вопросы обучения детей с ОВЗ, разработать собственные подходы к решению образовательных задач и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ [14].
Особое внимание в КГУ им. К.Э. Циолковского уделяется переподготовке педагогических работников, осуществляющих работу с детьми с ОВЗ, поскольку внедрение профессионального стандарта «Педагог» предъявляет определенные требования к профессиональной деятельности педагога, а, именно, умение включать в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях обучения и воспитания в системе дошкольного и общего образования Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта [11].
Это же подтверждается квалификационным требованиям, согласно которым, каждому педагогу, работающему с детьми с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья, помимо основного профильного образования (среднего профессионального или высшего), необходим документ установленного образца о повышении квалификации или переподготовке в области инклюзивного образования.
Тем более, что с 2016 года, согласно ФЦПРО, во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ [14].
В институте дополнительного профессионального образования КГУ им. К.Э. Циолковского для педагогов Калужской области в 2018 – 2019 учебном году были разработаны программы профессиональной переподготовки по направлению и проведены курсы по следующим направлениям: «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание работы дефектолога»; «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Организация и содержание логопедической работы» для специалистов и руководителей, работающих или планирующих работать с приемными семьями; «Обеспечение доступности предоставляемых услуг в сфере высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ» для ППС образовательных организаций высшего образования.
Целью первых двух программ является повышение уровня подготовки педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и воспитателей в области сопровождения и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе общего образования. В программе использован практический опыт сопровождения данных категорий обучающихся на примере опыта педагогов и специалистов из различных регионов России.
Категория слушателей – педагоги дошкольного, начального и среднего образования, воспитатели, учителя начальных классов, заместители директора и руководители структурных подразделений, занимающиеся вопросами инклюзивного образования в образовательной организации, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, заведующие дошкольными образовательными организациями.
Приобретаемые в процессе обучения компетенции необходимы им для создания эффективной системы включения детей с физическими и/или умственными недостатками в образовательный процесс, обеспечением успешной психологической адаптации и социализации.
Кроме того, было решено включить в профессиональную подготовку студентов бакалавриата психолого-педагогического направления (очной и заочной форм обучения) КГУ им. К.Э. Циолковского, разделов дисциплин, тем (дисциплины: «Основы инклюзивного образования», «Дефектология», «Организация социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья», «Социально-педагогическая работа с детьми и подростками группы риска»), формирующих компетенции в области сопровождения процесса обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве; проведение практик осуществлять в учреждениях и организациях, реализующих специальную (коррекционную) и инклюзивную образовательную и воспитательную деятельность: ГКОУ КО «Обнинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»; ГКОУ «Мещовская школа-интернат для детей с нарушением зрения»; ГКОУ КО «Калужская общеобразовательная школа – интернат № 5 имени Ф.А. Рау для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги и др. [3, 311-312].
Работая в условиях инклюзивного образовательного пространства, студент-бакалавр во время прохождения практики осуществляет контакт с дефектологом, педагогом-психологом, логопедом, социальным педагогом для обсуждения возможных проблем при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формируя компетенции в области сопровождения процесса обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, что делает выпускников конкурентоспособными на рынке труда, а региону помогает решить проблему с кадрами, осуществляющими сопровождение инклюзивного образовательного процесса [5; 15].
Повышение уровня психолого-педагогической подготовки бакалавров других направлений подготовки, но работающих или собирающихся работать с детьми с ОВЗ, в Калужской области возможно как через двухуровневое обучение в рамках психолого-педагогического направления (бакалавр – магистр), так и через обучение бакалавров или специалистов в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по программе «Педагогика и психология инклюзивного образования» или «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Дефектология в психолого-педагогическом сопровождении детей с разными типами нарушенного развития».
В дальнейшем, в результате самостоятельной работы при наличии установки на самореализацию, через профессиональную деятельность компетентность будет трансформирована в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией [3, 314].
Только самообразование, саморазвитие, самодвижение личности может обеспечить этот переход. Учебное же заведение может и должно заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, которые станут фундаментом для дальнейшего углубления в теорию и практику реализации инклюзивного обучения детей, имеющих ОВЗ [3, 314].
Следовательно, судьба инклюзивного образования в России во многом зависит от позиции высших учебных заведений, от единой политики в подготовке кадров, работающих с детьми с ОВЗ, от понимания необходимости интеграции научных и методических усилий специалистов общего и специального (коррекционного) образования, от создания в регионах и на федеральном уровне законодательной базы, позволяющей достойно осуществлять обучение, воспитание и социализацию детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
Литература:
- Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 224 с.
- Буслаева, Е.Н. Калужская область – доступная образовательная среда для детей-инвалидов. //European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – Москва: Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт», 2015. – № 12. – С. 168 – 175.
- Буслаева, Е.Н. Подготовка студентов бакалавриата психолого-педагогического направления к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – 489 с., С. 306 – 317.
- Буслаева, Е.Н. Создание условий для реализации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательном пространстве Калужской области Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. – Калуга: Издательство КГУ имени К.Э. Циолковского, 2017. – 332 с., С. 196 – 202.
- Буслаева М.Е. Роль педагогической практики в подготовке студентов-бакалавров к педагогической деятельности /Материалы Международной научно-практической конференции «Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире», 1-3 декабря 2015 г. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – 489 с.. C. 403 – 411.
- Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) /отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 349 с.
- Система образования Калужской области в 2016/17 учебном году: публичный доклад министерства образования и науки Калужской области / под ред. А. С. Аникеева. – Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2017. – 242 с.