Чернякевич Е.Ю., Зыгина Д.С.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ
Аннотация
На сегодняшний день интернет-мемы представляют собой одну из популярных единиц интернет-коммуникации. При этом современных исследований, посвященных данному феномену на сегодняшний день недостаточно. В статье затрагивается проблема изучения интернет-мемов. Представляются результаты исследования отношения молодых людей к интернет-мемам, выявлена зависимость между показателями экстраверсии и интроверсии, мотивационными тенденциями и восприятием интернет-мемов. Было опрошено 25 человек – студентов архитектурного факультета. Испытуемым было предложены следующие методики: авторская анкета, методика ТЮФ, тест Г. Айзенка на темперамент. В результате исследования установлено, что направленность и установки личности определяют особенности
восприятия мемов в интернет-среде.
Ключевые слова: мем, интернет-мемы, восприятие, интроверсия, экстраверсия, мотивация, установка, направленность
Keywords: meme, Internet memes, perception, introversion, extroversion, motivation, installation, orientation
На сегодняшний день интернет-мемы активно распространяются и модифицируются пользователями, считаясь элементом общественной культуры. Несмотря на свою популярность интернет-мемы относятся к слабоизученным и труднообъяснимым феноменам в современной психологии, что подтверждается отсутствием научных подходов к изучению такого феномена массовой коммуникации. Можно отметить появление в последние годы научных исследований, посвященных изучению интернет- мемов, но до сих пор трудно отыскать какие-либо разъяснения причин быстрого распространения данного феномена, трактовки его популярности, особенностей восприятия и отношения к ним пользователей интернет.
В большинстве случаев авторы рассматривают интернет-мемы с филологической точки зрения, делая акцент на изучение лингвистического аспекта [2, 4, 5, 8]. Когда говорят об использовании интернет-мемов, обычно имеют в виду его игровой компонент, который вызывает преимущественно положительного эмоции. Попытку типологизировать интернет-мемы осуществила Ю. В. Щурина, выделяя такие виды мемов как текстовый мем; мем-изображение; медиамем; гиф; креолизованный мем.
В современных реалиях понятие интернет-мема значительно различается с тем понятием мема, которое давал Р. Докинз, определяя мем, как единицу передачи культурной информации [3]. Сегодня интернет-мем представляет собой разнообразную, обязательно короткую информацию. Это может быть слово, фраза, текст, изображение, музыка и т.п., моментально или внезапно ставшая популярной и воспроизводящаяся в интернете. Для интернет-мема важна популярность и коммуникативная экспансия, связь с определенной аудиторией, для которой он является возможностью выразить эмоции. Интернет-мем стремится не к воссозданию информации, а напротив к искажению или нахождению ее новых контекстов [6]. Как уже отмечалось мемы распространяются спонтанно и самопроизвольно. Однако не смотря на явление спонтанного распространения информации в интернет среде не всякая, информация становится мемом [7]. Есть люди, которые преднамеренно создают и популяризируют мемы. Стоит отметить, что зачастую такие интернет-мемы не достигают всенародной известности, оставаясь популярными в узком сообществе [6].
В русле представлений о мемах появляется идея заражения интернет-мемами, в частности возможность распространения провокационной или другой негативной информации. Возникает понятие «медиавирус», который, конечно, отличается от интернет-мема масштабностью и каналом распространения, выходя за пределы Интернета и становясь материалом для средств массовой коммуникации.
Вопрос восприятия интернет-мемов разными категориями пользователей остается малоизученным в отечественной психологической науке, что определяет актуальность нашего исследования. Цель исследования состояла в выявлении и изучении особенностей восприятия интернет-мемов молодыми людьми с различными личностными характеристиками. В исследовании участвовали 25 студентов первого курса архитектурного факультета, средний возраст которых составил 18 лет.
Для реализации задач исследования использовались следующие методики: авторская анкета, выявляющая отношение к интернет-мемам, предпочтения выбора участников исследования, тест юмористических фраз (А. Г. Шмелев), тест Г. Айзенка на темперамент.
В целях исследования нами были отобраны актуальные на конец 2018 года интернет-мемы, а также мемы, ставшие «классикой» интернет-общения. В итоге выявился исследовательский материал из 25 интернет-мемов, из них 11 аудиальных и 14 визуальных.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что особенности восприятия респондентами интернет-мемов заключались в таких реакциях как: «посмеялся, смешно»,
«отправил бы другу», «сохранил», «отношусь нейтрально», «какой кошмар». Определение типа темперамента, а именно выраженность интроверсии и экстраверсии, позволило нам говорить о том, что и у интровертов, и у экстравертов проявляется схожее отношение к мемам: чаще всего они нейтрально относились к большинству интернет-мемов, второе место занимала реакция «какой ужас», затем респонденты смеялись над мемами, следующую позицию занимала реакция «отослал другу» и на последнем месте находилась – «сохранил».
С целью выявления повышенной чувствительности к определенной сфере применялся тест юмористических фраз А. Г. Шмелева [1].
Важно отметить , что в группе испытуемых доминирует тема «человеческая глупость» (X̅=12,8), вторую позицию занимает «карьера» (X̅=12,1), и на третьем месте находится тема «пагубные пристрастия » (X̅=12). Мы можем сказать, что респондентов волнуют проблемы во взаимоотношениях, они стремятся снять напряжение. В меньшей степени их интересует собственный внутренний мир и переживания других людей, в большей степени интересуют вопросы достижения высокого карьерного положения и самоутверждения.
Проведенный нами корреляционный анализ показал, наличие взаимосвязей между показателями интроверсии, экстраверсии, показателями теста ТЮФ и анкеты. Чем больше у испытуемого выражена интроверсия, тем чаще он сохраняет интернет-мемы или отправляет другу и тем в меньшей степени он стремится повышать свой престиж, само утверждаться, для него важны общественные нормы. Испытуемые с выраженной экстраверсией чаще всего воспринимают интернет–мем отвечая «какой ужас».
Испытуемые, у которых преобладает эмоциональная неустойчивость, в меньшей степени воспринимают интернет-мемы как смешные, они уверенны в своей привлекательности, не считают необходимостью преодолевать свою скромность, внутренние моральные запреты, их не затрагивают социальные неурядицы. В свою очередь испытуемые, воспринимающие интернет-мемы как смешные в большей степени ориентированы на престиж, самовыражение посредством внешних атрибутов и в меньшей степени на личное материальное благополучие. В свою очередь испытуемые, для которых является чувствительной сфера пагубных пристрастий в меньшей степени стремятся к продвижению по карьерной лестнице и чаще воспринимают интернет-мемы отвечая «какой ужас».
Подводя итог можно сказать, что содержание интернет-мемов затрагивает разные сферы жизнедеятельности человека. Нами доказано, что восприятие интернет-мема зависит от свойств личности, от актуальной проблемной сферы, мотивационной тенденции. Данный феномен нуждается в дальнейшем изучении, так как мем является неотъемлемой частью интернет-коммуникации.
Литература:
- Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Мн.: Соврем. школа, 2007. – 496 с.
- Гузаерова Р. Р. Интернет-мем как знак современного медиапространства // Вестник ТГГПУ. 2017. №2 (48). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-znak-sovremennogo-mediaprostranstva (дата обращения: 14.06.2019).
- Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. – Москва: Аст:Corpus, 2013. – 512 с.
- Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник СПбГУ. Серия
12. Социология. 2017. №4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-v-kommunikatsii-molodezhi (дата обращения: 14.06.2019). - Канашина С. В. Интернет-мем и прецедентный феномен // вестник ТГПУ. 2018. №4
(193). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet- mem-i-pretsedentnyy-fenomen (дата обращения: 14.06.2019). - Кронгауз М. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/21327/ (дата обращения: 16.06.2019).
- Ксенофонтова, И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг / И. В. Ксенофонтова // Интернет и фольклор: Сб. ст. – М., 2009. – С. 285 – 294.
- Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6 (59). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-problematipologii (дата обращения: 15.06.2019).