ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Бадулина Ю.О.

Учитель начальных классов, Республика Татарстан г. Нижнекамск,

место работы МБОУ «СОШ № 9» НМ РТ, ул Спортивная 13в

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Аннотация

В данной статье мною затронута такая проблема, как взаимодействие семьи и школы в период адаптации ребенка к школьному периоду. Автором предоставлены методики для работы над проблемой, а так же рассмотрена программа по взаимодействии семьи и школы в процессе адаптации.

 

Ключевые слова: взаимодействие, школа, семья, адаптация, дизадаптация, родители, учитель, помощь

Keywords: interaction, school, family, adaptation, disadaptation, parents, teacher, help.

 

Первый год в школе — это серьезное испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Этот временной отрезок как лакмусовый индикатор показывает все родительские ошибки: слабое знание или незнание вообще особенностей ребенка, недостаток уделенного внимания ребенку, не умение или не желание налаживания контакта с ребенком, эмоциональная холодность в отношениях, неумение и нежелание прийти ребенку на помощь, когда ему это так необходимо, даже просто приласкать. Иногда родители сами того не осознавая, становятся виновниками неврозов и стрессов ребенка в первые дни посещения школы. Как правило, родителям не взирая, на их социальный статус, хочется ускорить процесс вхождения ребенка в новую, школьную жизнь. С первых дней они требуют, чтобы был самым лучшим, был «отличником». Ребенок не оправдывая ожиданий своих родителей приобретает для себя комплекс «неудачника». Процесс привыкания к школе продолжается ни один день, а может быть и ни один месяц. Ребенку нужно время чтобы освоиться в школе по- настоящему, подгонять его в это время нельзя.

Заботливые и чуткие родители, внимательный учитель понимают, что требования предъявляемые школой, нормы поведения и общения в школе, не зависят от желаний и настроений взрослых, они постоянны и нерушимы. С первых дней пребывания ребенка в школе, учитель должен показать отличие его новых обязанностей и прав по сравнению со старыми, теми что были до школы. А так же разъяснить ученикам как, сделать так, что бы эти обязанности и требования стали нормой для каждого ребенка. В идеале каждому учителю хорошо бы помнить совет известного педагога Ш. Амонашвили: «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность». [2, с. 36]

Нет сомнений в том, что любая школа знает и не отрицает того, что процесс обучения – это совместный продукт деятельности семьи и школы, учителей и родителей. А значит поддерживать отношения, оказывать всяческую помощь и поддержку семье — одна из основных задач современной школы. Только при таком взаимодействии семьи и школы возможно развитие разносторонних способностей каждого ученика как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Те педагоги, кто придерживается этого принципа неукоснительно, достигают плодотворного диалога с родителями на всех этапах учебно- воспитательного процесса. В современных условиях школа и родители – это, прежде всего, партнеры на различных уровнях воспитания, образования, становления личности.

В трудах известного Российского педагог И. П. Подласого, встречается следующее определение взаимодействия семьи и школы на современном этапе развития образования: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья». Главной задачей таких комплексов является обеспечение планомерного и систематического родительского контроля за всеми направлениями учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении. Важным моментом в деятельности родительской общественности является участие в решении тех вопросов, которые еще недавно школа считала свой монополией: выбор учебного плана школы, выбор направлений внеурочной деятельности и ее объем, изменение сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбор профиля школы, выработка внутришкольных уставов, разработка локальных актов, разработка мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, контроль за качеством питания и медицинского обслуживания обучающихся. Очевидно, при правильной организации такого диалога и хорошо организованной совместной деятельности выигрывает и семья и школа: школа получает надежного и заинтересованного партнера, семья – помощника в воспитании и социализации детей. В этом сообществе у каждого свои определенные и конкретные задачи, своя зона ответствеености».[10, с. 12]

Не смотря на очевидные преимущества в партнерских отношениях семьи и школы учителя, остаются консерваторами. И большинство из них желали бы устранить вмешательство родителей в классную работу. Но есть и исключения, все зависит от конкретных условий взаимодействия учителей и родителей.

На сегодняшний день существует большое многообразие форм работы учителя с родителями. Остановимся на наиболее популярных и приемлемых из них в условиях массовой школы.

Взаимодействие родителей и учителя в начальной школе, а особенно в первом классе, заметно отличается от принципов взаимодействия в последующие учебные годы. От того как удачно выстроиться это взаимодействие и будет зависеть вся последующая совместная работа родителей и школы. В. Н. Ибрагимова определяет три основные задачи в содержании работы учителя и родителей первоклассников.

  1. С целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе как можно тщательнее ознакомиться с опытом семейного воспитания детей; с особенностями воспитания в детском дошкольном образовательном учреждении и о взаимодействии семьи и учреждения дошкольного образования. Это поможет выработке стратегии индивидуальной работы с каждым конкретным ребенком.
  2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.
  3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе».[11, с. 43]

 «Для родителей учащихся первого — второго класса характерен более высокий уровень воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать родителям больше информации, чем их интересует». [3, с. 104]

При работе с родителями обучающихся первых классов учителя начальной школы должны соблюдать следующие правила:

  • Разговор с родителями должен начинаться с приятных моментов;
  • Показывать заинтересованность в том, что происходит в семье, в доме;
  • Всегда обращать и обсуждать с родителями эмоции детей, вызванные посещением школы;
  • Не критиковать мнение родителей, а не навязчиво предлагать другой исход и решение проблемной ситуации;
  • На родительских собраниях говорить о том, что важно всем, личное только в приватной беседе;
  • Не торопиться, не говорить с родителями «на ходу»;
  • Аргументы, приводимые Вами, должны быть понятны и актуальны для всех;
  • Информацию для родителей не передавать через детей, звонить или писать лично, при этом обращаться к собеседнику по имени и отчеству.

 «И родители нужны школе и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое» [2, с.8]

Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребёнку. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи, школы и других социальных институтов.

 

Литература

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г. С. Абрамова. — Москва: Издательство Юрайт, 2012. — 811 с.
  2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети!»/ Ш.А. Амонашвили — Москва: «Просвещение», 1983 — с.208
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2009.- 303 с.
  4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе./ М. Р. Битянова – М. издательство Совершенство, 2008г. — 112 с.
  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе./. М. Р. Битямова – М издательство Совершенство , 2012.- 298 с.
  6. Венгер Л.А.,. «Готов ли ваш ребенок к школе?» / Венгер А.Л — М. Издательство Знание, 2014г. – 192 с
  7. Воликова Т. В. Учитель и семья./ Т.В. Воликова – М: Издательство Просвещение 3е, 2007г. – 111 с.
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н. И. Гуткина- М.: Издательство Комплекс-Центр,3-е 2003 г.. – 184 с.
  9. Гребенщиков И. В. Школа и семья. / И. В.Гребенщиков — М.: Академический Проект, 2005.
  10. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения./ под редакцией Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Г.Ф — М.: Редакционно-издательский цент Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.- 128 с.
  11. И.А. Зимняя, Педагогическая психология : учебник для вузов / . И.А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО ‘МОДЭК’, 2010. – 448 с
  12. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание./ Л.А. Кулик, Н.И. Берестов – М.: Просвещение, 2009 г.- 223 с.
  13. Коренева Е.Н. «Ох уж эти первоклашки!» / Е.Н. Коренева, Ярославль: Акад. развития : Академия К°,. 2014г. — 191 с.
  14. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина – М.