Мальцева Е.А.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
ОТ ПЕЧАТНЫХ УЧЕБНИКОВ К ЭЛЕКТРОННЫМ НОСИТЕЛЯМ ИНФОРМАЦИИ: ПОЗИЦИИ «ЗА» И «ПРОТИВ»
Аннотация
В мировой образовательной практике уже есть положительный опыт использования электронных носителей информации. РФ готовится к внедрению данного новшества в отечественную школу. Результаты проведенного исследования позиций субъектов образовательного процесса показывает неоднозначность мнений по вопросу использования электронных учебников.
Ключевые слова: учебник, электронный учебник, ученик, учитель, родители
Научный руководитель: Нехороших Н.А.
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики и образовательных технологий
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
В век компьютерных технологий и информационных инноваций, быстро проникающих во все сферы жизни человека, люди абсолютно всех профессий и родов деятельности могут ощутить на себе значительные изменения, касающиеся интеграции информационных технологий в самые различные области своей жизнедеятельности. Современные технологии стремительными темпами входят во многие науки и учения, не обойдя и педагогику. На сегодняшний день в России, как и в прочих странах, активно использующих информационные технологии, внедрение компьютеров и электронных устройств в систему образования позволило выйти на новый более качественный уровень развития педагогической науки и организации образовательного процесса.
В учебных заведениях всех ступеней образования множится число персональных компьютеров, интерактивных досок, мультимедиа, и прочих электронных устройств, за которыми видится возможное будущее образовательного процесса. К числу этих прочих устройств относятся электронные учебники. Причём, именно за электронными носителями информации, так активно вытесняющими бумажные, видится будущее всей системы образования в нашей стране. Это подчеркнул заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Павел Сергоманов на встрече представителей Минобрнауки России, экспертов в сфере образования и руководителей ведущих книжных издательств в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» 29 июля 2014 года. [1]
Как известно, внедрение электронных учебников – это общемировая тенденция. Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам. И поскольку это нововведение отозвалось положительно как у родителей, так и у школьников, было принято решение о переходе на электронные учебники с 2015 года. Кроме того, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств. И поскольку Россия идёт в ногу с остальными развитыми государствами, то процесс внедрения в образовательный процесс электронных учебников вполне предсказуем и ожидаем.
Но, как и любое нововведение, это имеет ряд достоинств и недостатков, которые необходимо сопоставить, чтобы определить целесообразность его внедрения в систему школьного образования в России.
На сегодняшний день существует два типа электронных учебников.
- Первый – это электронная копия обычного учебника с небольшим количеством дополнительных возможностей: увеличения рисунков, гиперссылок, позволяющих открыть связанную с изучаемой тему, а также дополнительным материалом, не внесенным в обычный учебник по причине законодательного ограничения его веса.
- Второй – это целый программный обучающий комплекс с возможностью выполнения домашних заданий прямо в учебнике, видеопримерами правильного выполнения лабораторных работ, аудиороликами для постановки произношения при изучении иностранных языков и другими компонентами мультимедиа. Также в подобных программных комплексах реализованы возможности включения их в локальную сеть класса или школы, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения упражнений каждым учеником или давать групповые задания.
Пока что электронных учебников первого вида намного больше. Но многие издательства и компании в сотрудничестве с Министерством просвещения, одним из направлений работы которого является выработка и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, и Российской академией образования занимаются разработкой именно полноценных программных комплексов.
Электронный учебник – это, прежде всего, программа. Её можно загружать на стационарный компьютер, планшет или даже смартфон. Сейчас почти каждый школьник имеет свой собственный мобильный телефон или смартфон, поэтому в целом идея внедрения электронных учебников не настолько сложна в реализации.
Но, разумеется, любое новшество не может обойтись без своих недостатков и «подводных камней». К их числу можно отнести то, что по требованиям Министерства просвещения Российской Федерации в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными. Кроме этого, использовать «читалки»-ридеры для работы с электронными учебниками не получится, если только это не электронная копия бумажного учебника. И помимо этого, программный комплекс с мультимедиа компонентами и интерактивными возможностями работать в электронной книге не будет. Если рассмотреть это под другим углом, то получается, что далеко не каждый ребёнок сможет воспользоваться на уроке электронным учебником, просто потому что операционная система на его планшете, ноутбуке или смартфоне не соответствует заявленной в реестре.
Для того, чтобы узнать позицию всех участников образовательного процесса по вопросу их отношения к внедрению электронных учебников, мы провели анкетирование учителей, родителей и учеников. Наше исследование было направлено на выявление «плюсов» и «минусов» использования данного нововведения. Содержание анкеты разработано автором статьи на основе анализа научно-теоретической, правовой и методической литературы по рассматриваемой проблематике.
По результатам проведенного анкетирования среди обучающихся 6-9 классов средних общеобразовательных школ можно выделить следующие достоинства использования электронных учебников:
- маленький вес портфеля, так как отпадает необходимость носить много учебников – они заменяются одним электронным;
- наибольшая заинтересованность обучающихся на уроке, так как материал преподнесён в более интересной форме;
- лёгкий доступ ко всей необходимой информации по определенной теме;
- приобщение к работе с техникой, что в будущем может пригодиться в вузе, на работе, а также в повседневной жизни.
Результаты анкетирования, проходившего среди родителей школьников, позволяют обозначить как достоинства, так и недостатки введения данного новшества. Причём наиболее часто родители отмечали минусы использования электронных учебников, нежели его плюсы, в сравнении с мнением их детей. Так, например, основными недостатками были названы:
- высокая цена электронного учебника, так как не каждая семья может позволить себе покупку современного гаджета;
- ухудшение осанки и зрения ребёнка из-за слишком долгого использования учебника;
- понижение успеваемости обучающегося за счёт постоянного отвлечения от работы на уроке на «интересный гаджет».
Но, с другой стороны, родителями также были отмечены и ряд «плюсов» при использовании электронных учебников в образовательном процессе:
- возможность использования электронных учебников как онлайн, так и оффлайн, то есть без доступа к сети Интернет;
- приобщение детей к работе с современным оборудованием в условиях модернизации.
При сравнительном анализе результатов анкетирования среди детей и их родителей достаточно заметным становится существенная разница в позициях по отношению к вопросу о введении электронных учебников в образовательный процесс.
Результаты анкетирования, проходившее среди учителей, позволяют сделать вывод о преобладании негативного отношения к использованию электронных носителей информации в педагогическом процессе. Педагогами были отмечены в качестве «минусов» такие факторы, как:
- потеря интереса детей к бумажным книгам и учебникам;
- неумение бережно обращаться с дорогостоящими гаджетами, возмещение ущерба от поломки которых ляжет на плечи родителей;
- ухудшение зрения в результате проведения слишком большого количества времени за планшетом;
- неумение выстроить учебный план, позволяющий умело распределить время при работе с электронным носителем информации.
Но, несмотря на это, основными достоинствами в работе с электронными учебниками, учителями были названы:
- высокая работоспособность обучающихся на уроке, так как они заинтересованы в способе получения знаний посредством интересного гаджета;
- минимизирование веса портфеля или сумки обучающегося за счёт уменьшения количества бумажных носителей информации;
- возможность приспособления обучающихся к работе с современными высокотехнологичными устройствами.
На основе всех вышеизложенных результатов проведенного анкетирования можно сделать вывод, что недостатков при работе с электронными учебниками было выделено намного больше, чем достоинств. Однако опрашиваемыми были названы и достоинства использования данного новшества, которые могут пригодится при тщательном пересмотре внедрения электронных носителей информации в систему образования.
Анализ полученных результатов позволяет нам говорить о том, что, с одной стороны, за электронными учебниками видится будущее образования, в частности общего среднего, так как именно в этот период обучения имеется наибольшее количество бумажных учебников, которые могут быть заменены одним электронным. Но, с другой стороны, о преобладании пока отрицательной позиции участников образовательного процесса к использованию электронных учебников, так как это нововведение имеет множество недостатков по мнению респондентов. Многие ещё не готовы к таким смелым внедрениям современного оборудования в систему среднего общего образования. Эта неготовность выражена в тех минусах электронных учебников, которые были отмечены участниками проведенного исследования.
Литература
- Козицын А. Л. Электронный учебник как наиболее эффективное средство учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]. – 2017. – Т. 36. – С. 32-34. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771208.htm