Джумадилов У.Дж., Советбеков М.С.
Институт философии, права и социально-политических исследований имени А. Алтмышбаева Национальной академии наук КР
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В статье изучены особенности осуществления прокурорского надзора по обеспечению безопасности дорожного движения на материалах Кыргызской Республики. Авторами использованы статистические данные по ДТП, проведен анализ правоприменительной практики в сфере безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: прокуратура; прокурорский надзор; обеспечение безопасности дорожного движения; правоохранительные органы.
Целенаправленность применения мер социальной профилактики дорожно-транспортного травматизма обуславливает необходимость совершенствования социально-правовых и организационных аспектов государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Важная роль при этом принадлежит прокурорскому надзору.
В соответствии со статьей 26 Закона Кыргызской Республики от 11 января 1994 года N 1360-XII «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» [1] надзор за соблюдением законности, точным и единообразным исполнением законов в деятельности органов внутренних дел осуществляет Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии с п.2 ст. 30 Закона КР от 20 апреля 1998 года N 52 «О дорожном движении в Кыргызской Республике» [2] государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Кыргызской Республики, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Правовые идеи, оказывающие влияние на формирование и совершенствование надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, сводятся к следующему:
- надзор осуществляется в отношении объекта управления, т. е. общественных отношений, возникающих в рамках правового режима;
- надзор в данной сфере общественных отношений характеризуется как деятельность надведомственного характера;
- надзор есть функция управления, а, следовательно, и государственно-властная деятельность, содержащая элементы распорядительства;
- надзор, опираясь на силу закона, обеспечивает соблюдение участниками дорожного движения установленных государством норм с целью обеспечения безопасности дорожного движения;
- надзор располагает всеми формами и методами управленческой деятельности, которые способствуют реальному исполнению участниками дорожного движения установленных норм поведения в процессе пространственного перемещения и при проведении работ, обеспечивающих дорожное движение.
Органами прокуратуры Кыргызской Республики проводится работа по усилению надзора за деятельностью уполномоченных государственных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой с января по март 2018 года выявлены множественные нарушения в данной сфере: возбуждено 19 административных производств, а также внесено в порядке общего надзора 138 актов прокурорского реагирования [3].
По итогам рассмотрения вышеназванных актов прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 73 должностных лица уполномоченных органов, а также 12 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Также было возбуждено 23 уголовных дела, в том числе по фактам незаконной выдачи водительских удостоверений:
- лицам, которым по состоянию здоровья однозначно противопоказано самостоятельное управление автотранспортными средствами;
- лицам, которые по приговору суда ранее были лишены права управления транспортными средствами в качестве уголовного наказания за ранее совершенное преступление и не отбыли данное наказание;
- лицам, не прошедшим обучение в установленном порядке, в том числе лицу, находящемуся за пределами республики в момент обучения, и сдачи квалификационного экзамена на получение водительских прав.
Кроме этого, судами с участием прокуроров рассмотрены материалы в отношении 1025 лиц, по результатам рассмотрения которых лишены водительских прав – 573 лица, подвергнуты административному аресту – 117 лиц, по остальным приняты решения о наложении соответствующего штрафа.
Вместе с тем, участвующими прокурорами обжаловано 31 необоснованное решение суда первой инстанции, из которых вышестоящими судами удовлетворено 12 представлений, остальные находятся на стадии рассмотрения.
В рамках усиления надзора за деятельностью органов дознания и следствия по фактам дорожно-транспортных происшествий, органами прокуратуры отменены 316 незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, 8 решений отменены с одновременным возбуждением уголовного дела. Также, отменены 12 незаконных постановлений о прекращении уголовного дела, а также 16 постановлений о приостановлении следствия [3].
По вышеуказанным нарушениям законности при рассмотрении материалов и расследовании уголовных дел по фактам ДТП внесено 27 представлений и возбуждены 3 дисциплинарных производства в отношении должностных лиц органов следствия, по результатам, рассмотрения которых на сегодняшний день наказано 14 должностных лиц.
В этих условиях повышается роль и значимость прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности дорожного движения и иной прокурорской деятельности в этой области правоотношений, возникает необходимость в упрочении координирующего положения прокуратуры в системе контрольно-надзорных органов.
С 19 по 22 января 2018 года по инициативе прокуратуры г. Бишкек совместно с сотрудниками Управления по обеспечению безопасности дорожного движения столицы были проведены оперативно-профилактические мероприятия под кодовым наименованием “Крутой”. Целью данных мероприятий было выявление фактов грубого нарушения «Правил дорожного движения» со стороны должностных лиц государственных органов. Отметим, что данное мероприятие было проведено во исполнение указания Генерального прокурора Кыргызской Республики «О дополнительных мерах по усилению надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [4]».
Надзор за соблюдением законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения проводятся и в других административно- территориальных единицах Кыргызстана. Так, за 12 месяцев 2018 года всего по Кеминскому району Чуйской области Кыргызской Республики зарегистрировано 7 010 нарушений правил дорожного движения. Из них: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии — 99, управление технически неисправным транспортным средством — 25, переоборудованные ТС — 6, тонировка – 12, неиспользование ремня безопасности — 1 847. За 2018 год в отношении 6 527 водителей применено наказание – наложен административный штраф на сумму 2 812 100 сомов, в отношении 188 лиц административные материалы направлены в суд для рассмотрения по подведомственности.
В ходе осуществления прокурорского надзора выявлено ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей и игнорировании должностными лицами ОБДД по ОВД Кеминского района требований законодательства, а именно Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики [3], т.е. выносились необоснованные постановления по делам о нарушении правил дорожного движения.
Так, 30.06.2018 года примерно в 13:30 часов водитель Д.С., двигаясь с запада на восток, совершил наезд на пешеходном проходе по ул.Жибек-Жолу Кеминского района на Г.К., в результате которого, последняя обратилась в территориальную больницу г. Кемин. По результатам проверки, 18.07.2018 года следователем СС ОВД Кеминского района вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании ст.28 ч.1 п.4 УПК Кыргызской Республики [4] и копия постановления направлена в ОБДД по ОВД Кеминского района для принятия мер административного характера.
30.06.2018 г. старшим инспектором ОБДД в отношении водителя Д.С. составлен административный протокол по ст. 242 (часть не указана) КоАО Кыргызской Республики – «Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также причинение легкого вреда здоровью потерпевшего». 19.07.2018 года начальником ОБДД Кеминского района вынесено постановление по делу о нарушении правил дорожного движения по ст.243 ч.1 КоАО КР (управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления) в отношении Д.С., и им оплачен штраф в размере 5000 сомов. При этом изучение материалов показало, что вышеуказанное постановление составлено необоснованно, т.к. согласно данным журнала для регистрации ДТП, 30.06.2018 года гражданка К.Г. поступила в территориальную больницу г.Кемин, и ей был поставлен диагноз ЗЧМТ СГМ, гематома лба слева, ссадина подбородка слева, ушиб –рана носа слева.
Вышеуказанное свидетельствует, что действия водителя Д.С. необходимо было квалифицировать по ст.242 ч.4 (действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортными средствами) КоАО КР, санкция, которой предусматривает наложение административного штрафа в размере ста двадцати расчетных показателей, либо административный арест на пять суток.
Следующий факт: 13.08.2018 года в УОБДД по ГУВД Чуйской области с заявлением обратился Э. Ж. о принятии мер в отношении водителя автомашины «Тойота Прадо», который 12.08.2018 года направляясь с востока на запад по автодороге Бишкек-Нарын-Торугарт, совершая обгон с левой стороны, намерено подрезал его и совершил столкновение, тем самым причинил ущерб служебной автомашине ОсОО «Намба такси» и после скрылся в неизвестном направлении.
По результатам проверки, 12.08.2018 года инспектором по розыску ОБДД была установлена личность правонарушителя – В.К. и в отношении него составлен протокол по ст.242 ч.1 КоАО Кыргызской Республики, на основании которого начальником ОБДД по ОВД Кеминского района вынесено постановление в отношении В.К. и им был оплачен штраф в размере 5000 сомов.
Прокурорская проверка показала, что постановление вынесено необоснованно, так как В.К. после совершения ДТП скрылся с места его совершения и его действия должны были квалифицироваться по ч.2 ст.248 КоАО КР (невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием, оставление водителем, в нарушение Правил дорожного движения, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, не имеющего признаков уголовно наказуемого деяния). Наказание за такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере ста расчетных показателей или лишение права управления транспортными средствами сроком на четыре года.
Прокурорская проверка показала, что таких аналогичных случаев неправильного применения норм законодательства по правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения было немало и по каждому конкретному случаю, был внесен акт прокурорского реагирования.
Согласно ст.508 КоАО Кыргызской Республики [3] судьи районных, городских судов рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания, предусмотренные частями второй-четвертой статьи 242, 248 КоАО. При этом, ст.46 Кодекса об административной ответственности КР гласит, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Учитывая то, что с момента вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел прошло более чем два месяца, в части составления новых протоколов в отношении граждан совершивших административное правонарушения и направления их в суды являются не целесообразными. За ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей и игнорирование требований законодательства КР должностными лицами ОБДД ОВД Кеминского района и в целях не допущения впредь подобных фактов были внесены представления в ОБДД ОВД Кеминского района.
Резюмируя вышесказанное, нам хотелось бы отметить, что результатом комплексной надзорной деятельности органов прокуратуры Кыргызской Республики в сочетании с пропагандой законопослушного поведения участников дорожного движения станет укрепление законности и правопорядка в области безопасности дорожного движения, полноценная защита конституционных прав и свобод граждан, общества и государства, снижение уровня дорожно-транспортного травматизма.
Литература:
- Закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 года N 1360-XII «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики».
- Закон КР от 20 апреля 1998 года N 52 «О дорожном движении в Кыргызской Республике».
- Органами прокуратуры Кыргызской Республики проводится работа по усилению надзора за деятельностью уполномоченных государственных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
- Прокуратурой города Бишкек совместно с управлением по обеспечению безопасности дорожного движения проведены оперативно-профилактические мероприятия под кодовым наименованием “Крутой”.
- Кодекс об административной ответственности от 4 августа 1998 года № 114. Утратил силу с 1 января 2019 года в соответствии с Кодексом КР от 13 апреля 2017 года N 58.
- Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 30 июня 1999 года № 62. Утратил силу с 1 января 2019 года в соответствии с Законом КР от 24 января 2017 года № 10.