Минниханова А.А., Гайсина Г.Ф., Толмачев Д.А.
Студенты, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Ижевская государственная медицинская академия
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ К СОВРЕМЕННЫМ ГАДЖЕТАМ
Аннотация
На сегодняшний день влияние гаджетов на детей является актуальной проблемой, так как привязанность детей к современным информационным устройствам оказывает действие на их здоровье, физическое развитие, влечет за собой нарушение эмоционального равновесия.
Ключевые слова: школьники, родители, гаджеты
Keywords: students, parents, gadgets
Современное поколение не видит себя без электронных цифровых устройств. Гаджеты упрощают повседневную жизнь людей, помогают в учебе и работе. Но не стоит забывать, что «технические чудеса» порой несут нам не только благо, но и огромный вред [1].
Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее. В то же время, все чаще педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают снижение показателей физического и психического развития детей [2,3].
О влиянии чрезмерного увлечения планшетами, компьютерами, смартфонами, игровыми приставками, просмотрами телевизионных программ на развитие ребенка написано много статей, книг и высказано много мнений [4,5]. Большинство из них схожи в том, что телевизор и компьютер — это достижение цивилизации, которое является одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья.
Для данного исследования было проведено анкетирование родителей учащихся 5- 8 классов города Ижевск.
Цель: выяснить отношение современных родителей к использованию гаджетов.
Материалы и методы: опрос в форме анонимного анкетирования среди родителей учащихся 5-8 классов; статистический анализ полученных данных; сравнительный анализ.
Всего в анкетировании приняли участие 127 родителей в возрасте 25- 29 лет: 31 %, 30–35 лет: 41 %, 36–40 лет: 17 % в возрасте 41–50 лет: 11%.
Анализ показал, что все дети имеют доступ к любому цифровому устройству у себя дома, при этом 15% используют планшет, смартфон — 47%, ноутбук — 10%, компьютер — 29%. Далее было рассмотрено, какова цель использования этих гаджетов, по мнению родителей.
Из анкет становится ясно, что сегодня телевизор и компьютер настолько прочно вошли в бытовую жизнь, что во многих домах работают почти круглосуточно. Одни включают телевизор «для фона», другие для того, чтобы отвлечься и получить психологическую разгрузку после рабочего дня. 37% родителей считают, что просмотр телевизора не наносит вред здоровью ребенка, 63% уверены в обратном. Полученные данные исследования свидетельствуют о том, что 78% родителей считают, что просмотр телевизора вредит зрению ребенка, 22% испытуемых думают иначе. 39% опрошенных отмечают, что большую часть свободного времени их ребенок проводит за просмотром телепрограмм, за компьютером или планшетом, 61 % считают иначе.
Больше половины родителей утверждают, что с удовольствием бы ограничивали время просмотра ребенком телепрограмм, игры за компьютером, но именно это позволяет занять ребенка на долгое время и освободить время для своих дел. Варианты ограничений родителями времени, отведенного на просмотр ребенком телевизора, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ограничения по времени
10- 15 мин | 4% |
20- 30 мин | 8% |
40- 50 мин | 20% |
1-2 часа | 24% |
Более 2 часов | 44% |
Выводы
Проведенное исследование подтверждает тенденции к изменениям в воспитательной системе современных семей. Конечно же, существует идеальное педагогическое правило: чем позже давать ребенку технику, тем лучше. Но сейчас оно не очень работает. Во-первых, наш образ жизни за последнее время очень изменился. Информационные технологии внедрились во все сферы деятельности. Родители своим примером демонстрируют ребенку новый стиль жизни и общения. Во-вторых, процесс технологизации все глубже проникает в дошкольное и школьное образовательное пространство. В детских садах и школах внедряют планшеты, разрабатывают специальные развивающие игры, учебные пособия для занятий.
Большинство родителей видят негативные моменты в длительном использовании современных гаджетов и стараются бороться с этим.
Рекомендации
Для того чтобы избежать негативного влияния гаджетов на здоровье и жизнь подростков, необходимо создать баланс и установить временный регламент их использования. Добиться этого возможно, следуя определенным советам: чаще оставлять телефон дома при выходе на прогулку или отключать его на выходной день; не использовать информационные устройства перед сном; свести к минимуму количество электроники. Родителям в таком случае стоит контролировать своих детей в отношении использования гаджетов. Установление жестких рамок использования электронных устройств – не означает полный отказ от них. Но своевременные ограничения, в свою очередь, помогут вернуть связь с реальной жизнью и победить цифровую зависимость.
Литература
- Барсукова О. В., Мавлютова Е. В., Савка М. А. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 14-18.
- Толмачев Д.А., Перминова М.Л., Хабибрахманова А.Н. Оценка ориентации школьников на здоровый образ жизни // Синергия Наук. 2016. № 6. С. 731-736.
- Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмуртской Республики): автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. мед. наук: 14.00.33. / Наталья Митрофановна Попова; ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Росздрава» — М., 2006. – 40 с.
- Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с муждунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». — 2011. – Т. 24. – С. 36–41.
- Чума XXI века — интернет-зависимость // Журн. практ. психолога. – 2010. — № 6. — С. 143-149.