ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Свигуненко О.В.

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 29» г. Нижнекамск, Республика Татарстан

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Аннотация

Проблема патриотического воспитания учащихся младшего школьного возраста является сегодня одной из наиболее актуальных в связи с тем, что последние десятилетия в истории нашей страны насыщены множеством сложных, противоречивых событий. Происходящие изменения не только формируют общественное сознания, оказывая влияние на мировоззрение людей, но и накладывают отпечаток на систему образования на территории нашей страны – сегодня для работников образовательных организаций особенно значимым является вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы поспособствовать воспитанию у детей любви к Родине.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, решение проблемы патриотического воспитание, окружающий мир, патриотизм  к Родине.

Keywords: patriotic education, solving problems of patriotic education, the world around us, patriotism towards the Motherland.

Проблема патриотического воспитания учащихся начальной школы является важной частью единой линии духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, принятой сегодня в отечественном образовании. Сложившаяся в настоящее время на территории нашей страны и в мире в целом социокультурная и политическая ситуация требует обратиться к вопросу гражданского-патриотического воспитания в образовательных организациях. Методологическую основу данной проблемы составляют понятия патриотизма, гражданственности и интернационального воспитания [4, с. 6 – 9].

Рассмотрим, каким образом система патриотического воспитания учащихся начальной школы регламентируется в перечисленных нами нормативно-правовых актах и программных документах.

В частности, закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает принципы государственной политики в области образования, среди которых значимое место занимают воспитание гражданственности и патриотизма. Текст закона определяет термин «воспитание» (в том числе и применительно к патриотическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста) как целенаправленная деятельность по развитию личности обучающихся, созданию в образовательных учреждениях необходимых условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей нашей страны в интересах человека, семьи, общества и государства [50].

Федеральный закон «Об образовании» также определяет основные принципы, на основании которых должно выстраиваться патриотическое и другие направления воспитательного воздействия на обучающихся в российских школах. В частности, в их числе могут быть выделены следующие ключевые принципы [50]:

  • недопустимость дискриминации обучающихся в процессе образования и воспитания;
  • гуманистический характер образовательно-воспитательного воздействия на личность обучающихся, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма;
  • защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций различных народов Российской Федерации в условиях единого многонационального государства;
  • создание условий для самореализации каждого обучающегося в процессе патриотического воспитания, а также предоставление педагогам свободы в выборе форм и методов воспитания;
  • адаптивность системы воспитательных воздействий к уровню подготовки, возрастным и индивидуальным особенностям развития, способностям и интересам обучающихся.

Еще один из выделенных нами документов – концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования представляет собой методологическую основу для разработки и последующей реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования – в том числе и начального общего образования на территории нашей страны [12, с. 6].

В области патриотического воспитания содержание Концепции становится основанием для определения характера современного российского идеала патриотического воспитания младших школьников; его целей и задач;  совокупности ключевых национальных ценностей, усвоение которых младшими школьниками обеспечивает консолидацию многонационального народа нашей страны; основные социально-педагогические условия и принципы патриотического воспитания учащихся начальных классов. Ключевой целью патриотического воспитания обучающихся начальных классов становится формирование личности «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [12, с. 11].

Цели и задачи патриотического воспитания относятся текстом Концепции, к сфере общественных отношений и включают осознание ребенком себя гражданином России, развитие патриотизма и гражданской солидарности, законопослушность, бережное отношение к жизни другого человека, духовную и культурную преемственность поколений, а сам патриотизм относится к числу базовых национальных ценностей, формируемых у учащихся начальных классов в процессе духовно-нравственного развития [12, с. 12 – 18].

Таким образом, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед современным образовательным учреждением цель воспитания гражданина и патриота нашей страны, любящего свою родину, гордящегося ею, принимающего ключевые национальные ценности, бережно относящегося к духовному и культурному наследию предшествующих поколений.

В младшем школьном возрасте продолжается процесс интенсивного формирования личности ребенка, развития у него основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи), представления о самом себе и окружающей действительности, включения в мир социальных отношений.

Большое значение на данном этапе продолжает сохраняться у деятельности ребенка по познанию окружающего мира – как природного, так и социального, однако значительные изменения претерпевает форма овладения ребенком соответствующими знаниями и умениями, ведь, в отличие от дошкольного возраста, когда ведущей деятельностью была игра, на этапе перехода к обучению в школе ключевое значение приобретает учебная деятельность. Несмотря на то, что игра продолжает сохранять высокое значение в жизни младшего школьника, именно учеба обусловливает теперь наиболее значимые изменения в процессе развития личности ребенка [16, с. 136].

Изучение окружающего мира в младшем школьном возрасте реализуется по трем основным направлениям – получение знаний о природной действительности (природоведческое направление формирования знаний об окружающем мире), освоение совокупности представлений относительно социальной сферы человеческого существования (обществоведческое направление), а также развитие базовых математических представлений младших школьников – представлений о пространстве, времени, протяженности, объеме и т.п. (математическое направление) [26, с. 2509].

Конечным результатом первого, природоведческого, направления – освоения детьми совокупности знаний и представлений о природе – становится формирование у учащихся младшего школьного возраста экологической культуры как ценностного отношения к природе в целом и отдельным ее объектам; особого качества личности, содержательными компонентами которого являются интерес ребенка к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природным объектам и явлениям; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [33, с. 76].

Ключевым результатом обществоведческого направления освоения детьми младшего школьного возраста знаний об окружающем мире является ценностное отношение к социальной действительности, предполагающее формирование у детей не только определенной совокупности знаний и представлений, необходимых для успешной жизни в обществе, любви к своему народу, государству и малой родине; уважение и принятие ценностей семьи и общества; стремление активно и заинтересованно познавать окружающий мир; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать собственное аргументированное мнение; выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [34, с. 203 – 204].

Третье – математическое – направление изучения детьми младшего школьного возраста окружающего мира – предполагает формирование у школьников пространственных представлений, взаимосвязи протяженности и времени, особенностях временного разворачивания событий, причинно-следственной взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности. Сюда же могут быть отнесены базовые представления младших школьников об устройстве мира в целом, космосе, основах существования Вселенной [27, с. 57].

Таким образом, изучение окружающего мира в младшем школьном возрасте представляет собой целенаправленный процесс усвоения обучающимися системы знаний и представлений о природе и обществе, закономерностях и взаимосвязях, существующих между объектами действительности. Изучение окружающего мира способствует становлению субъектной позиции ребенка в процессе получения новых знаний и формирования умений, что открывает широкие возможности для использования соответствующего курса в процессе осуществления воспитательного воздействия на личность младшего школьника.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (11.02.2019).
  2. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 176 с.
  3. Камалова Л.А., Закирова В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема // Инновационное развитие современной науки. – 22015. – Ч. 1. – С. 136 – 139.
  4. Митина Г.В. Персонифицированная модель подготовки педагогов к сопровождению социализации младших школьников // В мире научных открытий. – 2014. — № 11-7. – С. 2507 – 2521.
  5. Митрюкова С.А. Развитие патриотических представлений детей младшего школьного возраста // Концепт. – 2017. — № 3-2. – С. 56 – 59.
  6. Семенова Г.Н. Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. — № 1. – С. 76 – 80.
  7. Смолонский С.И. Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. – 2015. — № 21. – С. 202 – 204.