Буриков А.В.
Кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Россия, г. Ярославль
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Burikov A.V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Russia, Yaroslavl
PLANNING AND ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы теоретико-экспериментального обоснования совершенствования организации физической подготовки офицеров высшего военного учебного заведения. Отмечается, что эффективное планирование физической подготовки возможно только при соответствующей посещаемости занятий офицерами, их внутренней убежденности в необходимости повышения и сохранения своей физической подготовленности. Делается вывод, что содержание занятий по физической подготовке, должно быть разнообразно и устанавливаться с учетом нормативно-правовых и руководящих документов и интересов занимающихся, а контрольные упражнения – простые по структуре, существенно упрощают планирование тренировочного процесса.
Summary
The article deals with the issues of theoretical and experimental substantiation of improving the organization of the physical training of officers of a higher military educational institution. It is noted that effective planning of physical training is possible only with appropriate attendance of classes by officers, their inner conviction in the need to improve and maintain their physical fitness. It is concluded that the content of physical training classes should be diverse and set taking into account the interests of the students, and the control exercises should be simple in structure, which will first of all greatly simplify the planning of the training process.
Ключевые слова: физическая подготовка, группа, занятие, военнослужащий, лечебная физическая культура, учебно-тренировочные занятия
Keywords: physical training, group, occupation, soldier, medical physical culture, training sessions
Введение. Физическая подготовка офицерского состава достаточно трудно планируется как в воинских частях, так и в военно-учебных заведениях. Прежде всего, это обусловлено, на наш взгляд, тем, что группы, создающиеся по возрастным группам, неравномерны по численности. Кроме того, занятия в группах проводят не штатные руководители, а специально назначенные, несущие общественную «нагрузку» офицеры [2, c.22]. Эти обстоятельства приводят к систематическим срывам занятий и нерегулярности испытываемых тренировочных нагрузок.
Необходимо также отметить об отсутствии единых учебных программ по физической подготовке офицеров. Следствием чего, как правило, является отсутствие расписаний занятий. Содержание физической подготовки офицеров отражено в нормативных и руководящих документах с учетом возрастных групп, а также определена частота занятий в неделю. Вместе с тем, ввиду организационных ограничений реализация, как содержания, так и методических указаний весьма затруднительна. Задачей нашего исследования является установление причин недостаточной организации физической подготовки офицеров-преподавателей.
Цель исследования. Целью исследования является теоретико-экспериментальное обоснование совершенствования процесса организации физической подготовки офицеров постоянного состава высшего военного учебного заведения.
Объект исследования. Объектом нашего исследования является процесс физической подготовки в высших военных учебных заведениях.
Результаты исследования. В процессе констатирующего эксперимента нами изучалась посещаемость контрольных занятий по физической подготовке офицерами военно-учебных заведений.
Заметим, что на кафедрах высших военных учебных заведений, где отмечается наибольшее число отсутствующих, начальники кафедр находятся в группе лечебной физической культуры [6, c. 135]. Кроме этого, наиболее высокий процент отсутствующих офицеров отмечается при сдаче нормативов в беге на 1 км.
Анализ оценок полученных офицерами кафедр высших военных учебных заведений, подвергшихся проверке показывает, что, в основном, получены положительные оценки. Это косвенно свидетельствует о том, что участвуют в проверке только офицеры-преподаватели, уверенные в возможности получения только положительной оценки.
Необходимо отметить, что более высокий процент в реализации запланированного имеет спортивно-массовая работа. Среди причин низкой реализации учебно-тренировочных занятий офицеры отмечают: низкую ответственность руководителей занятий; отсутствие полноценной учебной материально-технической базы; отсутствие четкой регламентации в распорядке дня времени для занятий физической подготовкой, что также подтверждается и литературными данными [4].
Изучение процесса физической подготовки офицеров-преподавателей высших военных учебных заведений показывает, что их можно условно классифицировать на три группы: активно занимающиеся физической подготовкой (10-12%); офицеры, принимающие участие только в сдаче нормативов (20-70%); группа лечебной физической культуры (20-30%). По-видимому, одна из основных задач организации физической подготовки состоит в переводе офицеров в группу активно занимающихся физической подготовкой из других групп. Очевидно, что все элементы организации должны быть «наполнены» таким содержанием, которое в максимальной степени способствует повышению активности офицеров в занятиях физической подготовкой.
Прежде всего, самими офицерами должны быть приняты те целевые установки и задачи, отраженные в руководящих документах. В противном случае возникает «внутреннее неприятие» как содержания, так и организационно-методических особенностей проведения с ними физической подготовки.
Из литературных источников известно, что главная задача организации – подобрать наиболее экономичный стимул, то есть осуществить такое воздействие, которое в данной конкретной ситуации приведет к максимальному эффекту при минимальных затратах [5, c. 9].
Поэтому эффективное планирование физической подготовки возможно только при соответствующей посещаемости занятий офицерами, их внутренней убежденности в необходимости повышения и сохранения своей физической подготовленности, что подтверждается исследованиями других авторов [1, c. 14].
Можно выделить следующие группы целей, ведущих к реальной включенности офицеров в процесс физической подготовки и спорта:
- оздоровительные, направленные на укрепление и сохранение здоровья, повышения работоспособности, снятие утомления;
- «Барьерные», предполагающие выполнение норм и требований военно-спортивного комплекса (ВСК), овладение содержанием программы по физической подготовке;
- коммуникативно-рекреативные, содержание которых направлено на общение с друзьями, эмоциональную «разрядку», развлечение.
Очевидно, что границы этих группировок условны, и достижение цели, отнесенной к одной группе, может способствовать удовлетворению потребности в другой.
Приведенные данные подчеркивают высокую значимость организованных форм физической подготовки для достижения большинства целей всех групп. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что для оздоровительных и «барьерных» целей определенное значение имеют утренняя физическая зарядка (УФЗ) и самостоятельная физическая тренировка (СФТ). Заметим, что 63,3% респондентов считают, что УФЗ имеют преобладающее значение в укреплении и сохранении здоровья.
Анализ полученного материала позволяет отметить, что более высокий процент опрошенных выделяет такие причины, как недостаточность свободного времени и отсутствие возможности выбора занятий по интересам. Последняя причина в существенной мере относится к организации физической подготовки и спорта в высшем военном учебном [7, c. 69]. Необходимо также отметить, что в настоящее время не созданы оптимальные условия для организации и проведения занятий в группе лечебной физической культуры.
При планировании физической подготовки офицеров постоянного состава высшего военного учебного заведения, как правило, определяются сроки проведения занятия в процессе служебного дня и их частота в неделю.
Наблюдения за физической подготовкой группы военнослужащих, активно занимающихся спортивными играми, показывает, что занятия проводятся, как правило, в одном и том же установленном месте. Причем, занимающиеся предварительно согласовывают между собой и предполагаемым количеством присутствующих на очередном занятии. В данном случае, подобные учебно-тренировочные занятия являются фоном, на котором осуществляется общение, эмоциональная разрядка занимающихся, что согласуется с результатами других исследований [3, c. 8]. В общем виде, занимающиеся не ставят задачу обеспечения физической готовности к требованиям воинской службы, а оценивают необходимость и эффективность занятия по текущему состоянию работоспособности. Кроме того, при организации занятий офицеры не придерживаются традиционной структуры занятия, продолжительность отдельного занятия, в большинстве случаев, превышает установленную.
Таким образом, мы наблюдаем существенно различный механизм традиционно организуемой физической подготовки офицеров-преподавателей, от реально проводимой, с учетом интересов занимающихся, что также отмечают и другие исследователи [9, c. 125]
Руководителями занятий в соответствующих возрастных группах назначаются офицеры отлично и хорошо подготовленные физически, регулярно занимающиеся спортом. Вместе с тем, назначенные руководители, как правило, не несут личной ответственности как за количество проводимых занятий, так и за уровень физической подготовленности. Практика физической подготовки свидетельствует о низкой реализуемости планирования занятия по возрастным группам.
Среди офицеров-преподавателей, активно занимающихся физическими упражнениями, отмечается значительный процент лиц, отрицательно относящихся к существующей системе планирования физической подготовки, что согласуется с исследованиями Елькина Ю.Г. с соавторами [8, c. 109].
Прежде всего, это обусловлено тем, что при традиционной системе планирования, занятия достаточно часто срываются ввиду непредвиденного проведения других мероприятий (совещаний и т.п.). Офицеры-преподаватели высших военных учебных заведений выделяют следующие направления совершенствования физической подготовки, которые отмечают в своих работах Косяшников Н.Т. с соавторами [10, c. 284]:
- целесообразно планировать занятия с офицерами в первой половине рабочего дня;
- предоставлять возможность проводить занятия в составе нескольких кафедр (при небольшой численности кафедры;
- установить минимальный уровень нормативов по упражнениям, характеризующим общую физическую подготовленность;
- подбирать для проверки преимущественно те упражнения, которые возможно выполнять самостоятельно и не требующие специального оборудования;
- контрольные упражнения должны иметь количественные выражения испытываемой тренировочной нагрузки.
Выводы. Таким образом, нами предпринята попытка условного разделения физического процесса физического совершенствования и системы проверки и оценки физической подготовленности офицеров. Тогда как в настоящее время достаточно жестко «увязаны» содержание занятий и контрольные упражнения. Действительно, содержание занятий по физической подготовке, на наш взгляд, должно быть разнообразно и устанавливаться с учетом интересов занимающихся, а контрольные упражнения – просты по структуре. В этом случае представляется возможным подбирать содержание занятий, различающиеся в зависимости от той или иной учебной группы. В частности, возможно создание групп, занимающихся в течение года одним видом спорта, что согласуется с исследованиями Шаркова Ю.П. с соавторами [11, c.177]. Прежде всего, это обстоятельство существенно упростит планирование тренировочного процесса.
Результаты выполненной работы имеют непосредственное прикладное значение для развития и модернизации основных звеньев системы физической подготовки офицеров в высших военных учебных заведениях и направлены на совершенствование ее организационно-управленческих аспектов.
Литература
- Богатырев Р.В., Борисов А.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 11-15.
- Борисов А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функционально-дифференцированного подхода// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 12. С. 22.
- Буриков А.В., Васин В.Н., Ершов С.А. Опытная модель организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения // Studia Humanitatis. 2018. № 4. С. 8.
- Буриков А.В., Зайцева И.П. Вопросы теории физической культуры для студентов 3 курса // учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2009.
- Буриков А.В. Физическая подготовка как основное средство повышения работоспособности при выполнении профессиональной деятельности военнослужащего // Colloquium-journal. 2018. № 5-3 (16). С. 7-10.
- Васин В.Н., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально важных качеств средствами физической культуры // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139
- Воронов Н.А. Адаптация к физическим упражнениям на разных возрастных этапах. Актуальные вопросы реабилитации, лечебной и адаптивной физической культуры и спортивной медицины. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 68-72.
- Елькин Ю.Г., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Эффективность формирования специальных физических качеств студенческой молодежи // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 2 (29). С. 107-110
- Ершов С.А., Буриков А.В., Остроумов Р.С. Роль и место теоретических и методологических аспектов физической культуры в подготовке курсантов высших военных учебных заведений // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 4 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р.. 2018. С. 123-132.
- Косяшников Н.Т., Кузнецов А.В., Буриков А.В. Физическая подготовка студентов в условиях современного образования как средство развития необходимых умений и психических качеств // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2012. № 2 (23). С. 284-288.
- Шарков Ю.П., Борисов А.В., Буриков А.В. Методические аспектов формирования специальных физических качеств у студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). С. 176-178.