ПОДХОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ

Мешкова Г.А.

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

ПОДХОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ

Аннотация

Любая деятельность человека, исключая ту, что основывается на безусловных рефлексах, так или иначе связана с мотивацией. Понятие мотивации многогранно, на сегодняшний день его изучением занимаются многие науки: социология, педагогика, возрастная и общая психология, менеджмент, экономика. Кроме того, исследованиями в области мотивации занимаются ученые, как в нашей стране, так и за рубежом. Каждая из перечисленных наук рассматривает мотивацию, используя методы и средства, характерные для той или иной области, изучая как теоретические, так и практические аспекты. Однако сложность явлений мотивов и мотивации, незавершенность их осмысления приводят к неоднозначной трактовке терминов по данной проблеме.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, мотив

Key words: motivation, motive, motivational sphere

Углубляясь в происхождение термина «мотивация» (от лат. «moto» — двигать)  можно обнаружить, что данное понятие, по мнению Е.П.Ильина, впервые встречается в статье А. Шопенгауэра  «Четыре принципа достаточной причины» (1900)  и употребляется оно для объяснения поведения, как животных, так и людей. Последующие попытки конкретизировать данное понятие привели к тому, что были выделены два различных подхода к пониманию сущности, природы и структуры понятия «мотивация» в силу сложности и многоаспектности данной проблемы. Ряд ученых считает, что мотивация представляет собой совокупность мотивов и факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов, другие убеждены, что мотивация является не чем иным как побуждением, вызывающим активность организма [1].

Так или иначе, мотивация занимает важное место в структуре личности. Понятие мотивации используется для объяснения движущих сил поведения человека, описания причин его деятельности.  Важно отметить, что мотивационная определяет не только осуществляемую деятельность, а также включает в себя перспективу ее последующего развития и направления.

Зарубежная и отечественная психология рассматривает основные понятия, которые составляют категориальный аппарат теории мотивации. В них включены: мотив, мотивация, мотивационная сфера личности. Однако на сегодняшний день ученые так и не пришли к единому  определению данных понятий.

В современной психологии  до сих пор точно не определены объем и содержание понятия «мотив» (от лат. moveo – двигаться) по причине его многозначности. Зарубежная психология трактует понятие «мотив» в соответствии с концептуальными положениями той или иной теории. Ряд исследователей  соотносит это понятие с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), соотносят мотив с функциональными переменными (Г.Мюррей) Представители психоаналитической теории определяют мотив как силу, бессознательное влечение, в то время как представители гуманистической теории представляют «мотив» как установки. Другой точкой зрения является понимание мотива как устойчивого свойства личности.  Дж. Аткинсон определяет мотив как некоторое «нормативное состояние», противопоставляемое состоянию актуально действующего мотива или актуальной мотивации (J.W. Atkinson, 1958). Однако в противовес данному мнению можно поставить точку зрения отечественных психологов, которые считали, что мотив — переходящее состояние, побуждающее человека к деятельности и исчезающее после удовлетворения потребности.

Неоднозначность понятия «мотив» подчеркивал и отечественный ученый А.Н.Леонтьев, который говорил: «… в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током» [4, с.92].

Ряд отечественных ученых подчеркивают осознанность при определении мотива. Мотив трактуется как осознанное побуждение к определенному действию, ставшее непосредственной причиной действий человека во внешнем мире (С.Л. Рубинштейн, 1989; В.И. Селиванов, 1974; В.И. Ковалёв, 1988).

 Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как побуждающее ее» [2, с.225]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.  С одной стороны, А.Н. Леонтьев считал, что мотив представляет собой  опредмеченную потребность в деятельности и именно с потребностью связывал данное понятие. С другой стороны, ученые определяют «мотив» как побуждение к деятельности и делают акцент именно на побуждении [3, с.27].

При определении «мотивации» мы также сталкиваемся с некоторыми трудностями. Мотивация — «внутренний механизм, образующий и направляющий деятельность человека» (по мнению В.Г.Леонтьева). В.Г.Асеев относит к мотивации мотивы, потребности, стремления и влечения, все то, что напрямую или косвенно связано с побуждениями. Многие ученые понимают мотивацию как систему действий по активизации мотивов определенного человека.

Мы видим, что являясь довольно широким и неоднозначным понятием, мотивация представляет собой активность, направленную на побуждение поведения человека, а также его организацию и наполнению смыслом.

Понятие «мотивационная сфера» является наиболее общим в теории мотивации личности. Рассматривая общепсихологический контекст можно увидеть, что  мотивационная сфера представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера  представляет собой стержень личности, все имеющиеся у него мотивационные образования: мотивы, эмоции, потребности, цели, интересы [1, с.182].  Цель, как один из важнейших составляющих мотивационной сферы,  представляет собой направленность активности человека на достижение и осуществление потребности.

Как отмечал Е.П. Ильин, процесс целенаправленного формирования мотивационной сферы личности — это процесс формирования самой личности, её интересов, привычек, установок, направленности в целом. Важно отметить, что по мнению В. И. Ковалева, актуальные потребности и мотивы являются не единственными составляющими мотивационной сферы, в нее также входят устойчивые латентные мотивационные образования: направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания, т.е. потенциальные мотивы [1, c.44]. 

Неоднозначность понятий мотив, мотивация, мотивационная сфера личности дают почву для продолжения исследований по проблеме мотивации в нашей стране и за рубежом.

Литература

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002. — 508 с.
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики : Монография / А.Н. Леонтьев. – 4-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 1981. – 584 с.
  3. Суходольский В.Г. Основы психологической теории деятельности. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. — 166 с.
  4. Фоминова А.Н. Педагогическая психология : Учебное пособие / А.НФоминоваТ.ЛШабанова. 2-е изд., перераб., дополн.– М.: Флинта: Наука, 2011. — 320 с.