ПОЛИТИКА ИЗМЕНЕНИЯ РОДОВОЙ ПОДСУДНОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДУ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Сафаров В.Р., Юсупова Г.М.
Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета

ПОЛИТИКА ИЗМЕНЕНИЯ РОДОВОЙ ПОДСУДНОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДУ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Аннотация

Данная статья раскрывает в себе политику изменения родовой подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей. Раскрывает важность участия института присяжных заседателей в уголовном процессе.

Ключевые слова: родовая подсудность, суд присяжных, уголовный процесс.
Key words: tribal jurisdiction, jury trial, criminal procedure.

Процедура формирования коллегии присяжных заседателей является центральным местом в процессе рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей. В случае, если процедура формирования коллегии присяжных заседателей была составлена с нарушениями, то данный фактор будет являться серьезным основанием, ставящим под вопрос судебное решение. Следовательно, принятое решение, которое ставит под сомнение ее правильность и обоснованность в дальнейшем может сопровождаться волокитой, а также безосновательными процессуальными издержками. И. Я. Фойницкий верно отмечал, «всякая повинность предполагает подбор людей, могущих нести ее. Для столь важной повинности, как судебная, подбор должен быть сделан с наибольшей осторожностью».

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) не раскрывает такого понятия как «подсудность». Однако в науке уголовного – процессуального права имеются различные подходы к пониманию данного понятия. Наиболее общепринятой представляется определение подсудности как совокупности свойств в соответствии с чем, устанавливается какому суду подлежит рассмотрение того или иного уголовного дела. Вместе с тем, более верно раскрывается вышеуказанное понятие Гуценко К.Ф., который характеризует его как комплекс отличительных черт определенного уголовного дела, согласно которым тот или иной суд рассматривает и разрешает уголовное дело в первой инстанции [2,27].

Статья 31 УПК РФ регулирует предметную подсудность всех звеньев судебной системы Российской Федерации. Однако, стоит отметить, что в данной статье предметная подсудность суда с участием присяжных заседателей не конкретизируется. Следовательно, в таком случае по буквальному толкованию закона делается вывод о том, что она является равной предметной подсудности верховного суда республики, краевого или областного суда или другого равного им по уровню суда.

До недавнего времени некоторые авторы отмечали политику сокращения предметной подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей. Связано это было с тем, что вначале из подсудности суда с участием присяжных заседателей изъяли такие составы преступлений как диверсия, вооруженный мятеж с целью захвата власти, массовые беспорядки, уголовные дела о терроризме. В дальнейшем из подсудности верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов убрали уголовные дела о взяточничестве, преступления против правосудия, транспортные и половые преступления. На следующем этапе у суда с участием присяжных заседателей были лишены несовершеннолетние, женщины, мужчины, достигшие возраста 65 лет.

Стоит отметить, что с момента действия суда с участием присяжных заседателей в 1993 году, количество составов преступлений уменьшилось в среднем на 65%.
Ученые, которые не придерживаются данной точки зрения, заявляют, что уменьшение подсудности суда с участием присяжных заседателей представляется посягательством на конституционные права человека, в т.ч. права на участие в правосудии.
Большинство авторов верно отмечают, что внесение изменений в закон в части родовой подсудности суда с участием присяжных заседателей представляется составной частью в процессе охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
Иного подхода к пониманию уменьшения родовой подсудности суда с участием присяжных заседателей поддержал Путин В.В. в 2016 году на совещании Председателей судов субъектов. Он отметил, что основной целью введения института коллегии присяжных заседателей является предоставление возможности большему числу граждан выбрать именно эту форму правосудия.

Вместе с тем, с июня 2018 года вступил в законную силу п. 2 ст. 1 ФЗ от 23.06.2016 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных». Данный Федеральный закон содержит составы преступлений, которые будут рассматриваться судьей районного суда и коллегией присяжных заседателей в количестве 6 человек. Это составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), по которым в соответствии с положениями УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Таким образом, институт присяжных заседателей в уголовном процессе играет важную роль. От правильного и объективного формирования отбора кандидатов в присяжные заседатели, во многом, зависит какое решение примет судья и, соответственно, дальнейшая судьба подсудимого. Изменения родовой подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей в настоящее время расширены, что является важным моментом при защите прав и интересов граждан, в обеспечении равновесия интересов личности, общества и государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019).
  4. Уголовный процесс / под. редакцией Гуценко К.Ф. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2015. С. 542.