Денисов А.Б.
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЛИЦ ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В настоящей статье исследуются вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 360 УК РФ. Обращается внимание на спорные точки зрения в отношении определения непосредственного объекта и установления признаков объективной стороны. Автором предлагается на рассмотрение возможность внесения изменений в ст. 360 УК РФ.
Ключевые слова: нападение, мир и безопасность человечества, национальная безопасность, иммунитет, международная защита.
Keywords: attack, peace and security of humanity, national security, immunity, international protection.
Международные отношения подвержены большому количеству факторов, оказывающих негативное влияние на их развитие. Принимающие участие в обеспечении и налаживании международных отношений лица пользуются международной защитой, поскольку часто выступают целью преступников, ровно, как и ряд учреждений, также находящихся под международной защитой. Недооценить роль данных лиц и учреждений невозможно. Особенно в современных условиях, характеризующихся еще большим количеством рисков и опасностей, широким распространением террористической угрозы и открытых заявлениях ряда государств о желании преобладать на геополитической карте мира, достигая данной цели любыми способами.
В этой связи вопросы ответственности за посягательства на лица и учреждения, пользующиеся международной защитой, представляются актуальными и требуют исследования с позиции оценки актуальности российского уголовного законодательства текущему положению дел.
Обеспокоенность мирового сообщества преступлениями в отношении лиц, которые пользуются международной защитой стала толчком к принятию Конвенции, заключѐнной в 1973 году в Нью-Йорке, о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. СССР присоединился к данной Конвенции, ратифицировав Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1975 № 2727-IX.
Общественная опасность нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, состоит в том, что нападение посягает на безопасность указанных лиц, нарушает нормальную деятельность учреждений, затрудняет выполнение их функций и в конечном итоге ведет к нарушению нормального международного сотрудничества, необходимого для мирного существования государств.
Нападения на лиц или учреждения, находящихся под международной защитой, несѐт за собой не только угрозу их безопасности, но также приводит к приостановке деятельности учреждения, может стать причиной разрыва дипломатических отношений между государствами. Что в условиях политической напряженности между отдельными государствами может спровоцировать неминуемый военный конфликт. Таким образом, общественная опасность рассматриваемого деяния не требует доказательств.
Проблемные аспекты в обеспечении безопасности защищаемых лиц и учреждений, несмотря на повышенное внимание мировой общественности, остаются актуальными по настоящее время. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, подобного рода атаки следует расценивать как угрозу национальной безопасности [1]. Необходимо отметить, что нападения на лиц и учреждения, указанных в диспозиции ст. 360 УК РФ, являются распространённым способом причинения вреда интересам государства. В Стратегии говорится о защите прав соотечественников за рубежом как неотъемлемой части обеспечения национальной безопасности России.
По мнению Бриллиантова А.В., в диспозиции ст. 360 УК РФ «Нападение на лиц или учреждения», которые пользуются международной защитой общественная опасность состоит в нарушении нормальной деятельности учреждений, что в свою очередь влечёт нарушение стабильного международного сотрудничества, необходимого для мирного существования государств [2,515]. Одновременно с этим квалификацию по признаку потерпевшего следует осуществлять не только с учетом занимаемой должности, но и исходя из способности лица влиять на политическую систему, будучи включенным в нее [3,25].
Возможна ситуация, при которой на территории учреждения под международной защитой в момент нападения могут находиться как непосредственно лица, находящиеся под международной защитой, так и иные лица, оказывающие значимое влияние на политические процессы внутри государства. Более того гостями учреждения могут являться лица, нападение на которых будет расценено международной общественностью как невнимательность, а возможно и специальное необеспечение безопасности. Подобное стечение обстоятельств может стать отправной точкой крупного международного скандала, угрозой национальной безопасности. Дальнейшее моделирование сценария позволяет предположить, что помимо непосредственного нападения на лицо, находящее под международной защитой, преступник используя как инструмент различные виды средств массовой информации привлекает дополнительное внимание к произошедшему событию и формирует в общественном создании то или иное государство, допустившее посягательство, как опасное место, посещать и вести дела с которым нежелательно и чревато для жизни и здоровья.
Итак, особая общественная опасность заключается в различных негативных последствиях, от угрозы осложнения международных отношений между государствами до полноценного военного конфликта.
Нападение на лиц или учреждения под международной защитой являются объективной стороной преступного посягательства, предусмотренного ст. 360 УК РФ.
Несмотря на то, что понятие «нападение» отражено в нескольких статьях российского уголовного законодательства, юридическая сущность его нигде не представлена в связи с чем отсутствует единое понимание понятия. Применительно к бандитизму (ст. 209 УК РФ), имеется постановление Пленума Верховного Суда от 17.01.1997 № 1, в котором под «нападением» следует понимать «действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения» [4].
В основном нападение рассматривается в отечественной правовой науке через призму насилия. В следствии чего в доктрине содержатся следующие позиции:
- насилие и нападение рассматриваются как синонимы;
- насилие рассматривается как способ преступного посягательства, а нападению отводится роль объективной стороны в виде действия;
- нападение как способ (форма) применения насилия;
- нападение предшествует применению насилия.
На наш взгляд, следует признать корректной точку зрения, в которой нападение рассматривается как способ применения насилия.
С уголовно-правовой позиции, нападением считаются любые действия, выраженные в агрессивной форме и преследующие достижение преступного замысла, путём применения насильственных действий или создания реальной угрозы их применения [5,69-70]. Основной классификацией применительно к насилию служит деление на психическое и физическое.
Насилие может приобретать различные формы: побои, причинение вреда здоровью, ограничение в движении, психологические давление. Данная трактовка применима лишь к тем случаем, когда речь идёт о нападении на лиц, указанных в диспозиции ст. 360 УК РФ.
Объединяющими признаками нападения как способа совершения преступления являются: агрессивно-насильственный характер действий виновного; их повышенная интенсивность, т.е. активность физического воздействия.
Следует обратить внимание и на насилие, которое представляет собой средство похищения человека и/или захвата заложника. Данное деяние также следует классифицировать как насилие даже если не был на нанесён физический вред здоровью лица, пользующегося международной защитой, однако имела место угроза жизни и здоровью, а также нанесѐт психологический урон потерпевшему. Цели похищения могут быть различными, однако с точки зрения формирования угрозы национальной безопасности важными являются временная приостановка деятельности лица, пользующего международной защитой, а также попытка (возможна и успешная реализация) получения доступа к конфиденциальной информации.
Доступ к данной информации злоумышленники могут также получить осуществив нападение на помещения или транспортные средства, пользующихся международной защитой. Под этим следует понимать проникновения на территорию без законного на то основания, блокирование дверей или движения транспорта, различного рода повреждения такому имуществу, поджоги, погромы, забрасывание пиротехническими изделиями или дымовыми шашками, рисование граффити, прокол шин, разбивание окон и другие действия. Необходимо отметить, что иммунитетом обладают не только помещения и транспортные средства, которые законодатель закрепил в диспозиции ст. 360 УК РФ. Также и иные предметы, например, документы, архивы, средства коммуникации.
Подчеркивая неоднократно в ходе работы данное обстоятельство, следует законодательно оставить открытый перечень предметов, которые пользуются международно-правовой защитой в диспозиции ст. 360 УК РФ.
В отношении нападения на учреждения в доктринальной литературе существует несколько точек зрения:
По мнению Д.Л. Сухарева, нападение выражено в несанкционированном нарушении их неприкосновенности и выражено: в повреждение или уничтожение такого предмета; во вторжение на территорию учреждения; в хищение предмета, например, имущества дипломатического представительства или личного имущества потерпевших, дипломатической почты (при наличии соответствующего целеполагания) [6,95].
Данная точка зрения получила уточнение Е.Н. Трикоза касательно способов посягательства: взлом или несанкционированный обыск помещения; вторжение в него с последующим его захватом или учинением погрома, выдвижением каких-либо требований; завладение транспортным средством; противоправное проникновение в него или осуществление действий, препятствующих его функциональному использованию (повреждение механизмов и иное воспрепятствование движению транспортного средства и др.) [7,273].
Развитие интернет-технологий, переход сначала от промышленной экономики к инновационной, а после и цифровой предопределил формирование киберрисков. Большинство крупных государств обладают свободным интернетом и подвержены влиянию кибератак. Известны случаи, когда государства посредством интернета получали доступ к социально-важным объектам иных стран, целенаправленно приостанавливали работу экономических учреждений, военных объектов. Киберудары не первый год используются в качестве инструмента нанесения удара по экономической безопасности государств в геополитических конфликтах [8,63]. В последнее время также участилисьслучаи кибератак на консульства и дипмиссии. Законодательно данный вид нападения не охватывается ст. 360 УК РФ. По нашему мнению, необходимо добавить ч. 3 ст. 360 УК РФ, расширив перечень предметов посягательства, путём добавления ЭВМ, которые пользуются международной защитой. Так как данный вид нападения ничем не отличается от нападения в форме физического насилия. В том числе, необходимо расширить объективную сторону исследуемого преступного посягательства.
Виновный в организации и проведении провокации преследует цель разжигания межгосударственного военного конфликта. Последний представляет собой форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы.
В результате осуществления нападения с целью осложнения международных отношений, последствия могут быть абсолютно различными. От расторжения двусторонних соглашений, до полной изоляции на международной арене.
Оконченным следует считать посягательство с момента нападения на лиц и предметы, закреплённые законодателем, независимо от последствий.
При сопутствующих нападению других преступных посягательств, например, причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, захват заложника следует квалифицировать по совокупности ст. 360 УК РФ с соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить необходимость внесения в российское уголовное законодательство четкой формулировки юридической сущности понятия «нападение». Это позволит более четко классифицировать преступления и повысить эффективность действующей практики уголовного правоприменения.
Также необходима актуализация российского законодательства с позиции учета присущих цифровой экономике рисков и набирающей мощь киберпреступности. Данный шаг станет профилактикой киберпреступлений, осуществляемых гражданами на территории Российской Федерации.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
- Бриллиантов А.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) в 2 т. Т. 2. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 522 с.
- Дробот С.А., Куличков А.А. Соотношение преступлений, предусмотренных ст. 360 УК РФ и ст. 205, 213, 277 УК РФ // Уголовное право. 2016. № 1. С. 23 — 30.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13102/
- Дробот С.А. Нападение на учреждения, которые пользуются международной защитой: сущность и совершенствование механизма уголовно-правового противодействия / С.А. Дробот, А.А. Куличкова // Всероссийский криминологический журнал. 2015. №1. С. 68- 77.
- Сухарев Д.Л. Уголовная ответственность за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой: дис. … канд. юрид. наук. – Красноярск, 2003. 159с.
- Трикоз Е.Н. Преступления против мира и безопасности человечества: сравнительный и международно-правовой аспекты. – М.: Юрлитинформ, 2007. – 512 с.
- Восканян Р.О. Финансовые угрозы национальной безопасности государства // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 1. С. 61-65.