Куроптев Н.Б.
Декан факультета таможенного дела, к.э.н., Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
В условиях интеграции и глобализации мировых хозяйств, а также развития внешнеэкономических и внешнеторговых связей важную роль занимает увеличение товарного потока и транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров чрез таможенную границу ЕАЭС. Таможенная процедура таможенного транзита является важным элементом для внешнеэкономической деятельности, так как облегчает перемещение товаров между странами, обеспечивает загрузку транспортных коридоров государств, стимулируя тем самым развитие внешней торговли и международных перевозок.
Abstract
In the context of integration and globalization of world economies, as well as the development of foreign economic and trade relations, an important role is played by the increase in the flow of goods and vehicles transporting goods through the customs border of the EEU. The customs procedure of customs transit is an important element for foreign economic activity, as it facilitates the movement of goods between countries, ensures the loading of transport corridors of States, thereby stimulating the development of foreign trade and international transport.
Ключевые слова: логистика, таможенный транзит, транзитный потенциал, совершенствование оформления таможенного транзита.
Keywords: logistics, customs transit, transit potential, improvement of customs transit clearance.
В компетенцию Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — ГТК РБ) входит обеспечение экономической безопасности страны, осуществление реализации задач в области таможенного дела и единообразия применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РБ. Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РБ.
Одной из ключевых таможен в РБ является Могилевская таможня, основная нагрузка в которой по оформлению процедуры таможенного транзита приходится на Бобруйский таможенный пост, который вошел в зону деятельности таможни 5 июня 1992 года. Бобруйский таможенный пост выполняя определенные функции, не является обособленным структурным подразделением таможни, не имеет своего финансового хозяйства и не является юридическим лицом. В зону оперативной деятельности Бобруйского ТП входят город Бобруйск, Бобруйский, Осиповичский, Кировский, Кличевский, Глусский районы Могилевской области. В состав Бобруйского таможенного поста входит пункт таможенного оформления 20734 «Бобруйск – Белтаможсервис». Более трети всех субъектов хозяйствования области, активно занимающихся внешнеэкономической деятельностью, помещают товары под таможенные процедуры именно на Бобруйском таможенном посту. Крупнейшими субъектами ВЭД являются: ОАО «Белшина», ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», СООО «Оазис групп», ИООО «Кровельный завод Технониколь», ИЧПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца», ИООО «Белфидагро».
В настоящее время Бобруйский таможенный пост занимает одно из ключевых мест в системе таможенных органов РБ и является одним из наиболее значимых подразделений Могилевской таможни. Функции поста весьма разнообразны: совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в республиканский бюджет, выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов.
Удобное территориальное расположение, наличие подъездных автомобильных путей, возможность перегрузки с одного транспорта на другой, а также современное оборудование и новейшие процессы складской обработки товаров создают хорошую почву для привлечения транзитных потоков на Бобруйский таможенный пост. Цель создания благоприятных условий для участников ВЭД была и остается приоритетной все годы существования пункта таможенного оформления.
При применении таможенной процедуры таможенного транзита Бобруйский таможенный пост руководствуется Решением КТС от 17.08.2010 № 438 «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», а также Решением Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита». На рис. 1. представлены сведения о количестве транзитных деклараций (далее – ТД), выпущенных на Бобруйском таможенном посту.
На основании статистических данных, можно сделать вывод, что увеличение количества ТД происходит неравномерно. С 2014 по 2015 гг. наблюдается резкий спад, выпущенных ТД на 43%, если сравнивать 2015-2016 гг., то происходит увеличение на 15%, далее происходит уменьшение на 2% и к 2018 году можно наблюдать увеличение на 14%. Спад в 20142015 году объясняется введением «ограничительных мер» РФ в ответ на европейские «санкции», нарастанием кризисных явлений в белорусской экономике. В 2016-2017 году спад объясняется отменой необходимости подачи ТД в отношении товаров, помещённых под таможенные процедуры временного вывоза и переработки вне таможенной территории, последующий рост свидетельствует об улучшении экономической ситуации в стране.
Бобруйский ТП принимает в качестве ТД следующие документы:
- книжку МДП;
- транспортные (перевозочные), коммерческие документы;
- карнет АТА.
Книжка МДП – единый транзитный документ, посредством которого выполняются международные транзитные операции и осуществляется контроль таможенных органов за доставкой грузов в каждом государстве, на территории которого осуществляются операции МДП. В случае осуществления транзита с помощью книжки МДП, перевозчик освобождается от обязанности заполнения ТД РБ. Для перевозки достаточно будет предоста-вить Книжку МДП.
Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков выдает книжки МДП и гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате, при обнаружении какого-либо нарушения операции МДП на территории этой страны, но не более установленной в настоящее время гарантийной суммы (60000 евро). Таким образом, национальное гарантийное объединение гарантирует уплату таких таможенных пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства.
Регистрация ТД осуществляется должностными лицами отправления в национальной автоматизированной системе декларирования. Регистрация ТД производится путем присвоения ей регистрационного номера, если же товар перемещается с использованием книжки МДП, регистрация ТД осуществляется путем указания в правом подразделе графы 21 отрывных листов № 1 и № 2 книжки МДП порядкового номера по журналу. При наличии условий должностное лицо таможенных органов (далее — ДЛ ТО) может отказать в выпуске. Количество ТД, которым отказано в выпуске на Бобруйском таможенном посту представлено на рис. 2.
Как видно, из представленной таблицы количество отказов с каждым годом растет, особенно данный факт можно отметить в 20172018 гг. Основными случаями, при которых отказывают в выпуске ТД являются:
- в ТД указаны неверные сведения.
- нарушение условий помещения товаров под таможенную процедуру ТТ.
- несоблюдение установленного порядка декларирования.
Бобруйский таможенный пост, выступая таможенным органом отправления осуществляет выпуск товаров после регистрации ТД и предъявления товаров таможенному органу отправления, при этом оформление выпуска товаров осуществляется путем заполнения ДЛ ТО отправления граф A, D и C ТД.
Перевозчик не позднее, чем за 4 часа до планируемого времени прибытия на Бобруйский таможенный пост вправе представить предварительную информацию, в которой будут отражены документы и сведения по внешнеэкономической поставке товаров в электронном виде. Технология, применяемая при предварительном информировании таможенных органов РБ, основана на использовании возможностей оформления электронной транзитной декларации (далее – ЭТД) в национальной автоматизированной системе таможенного декларирования, которая направленна на ускорение и упрощение таможенных процедур за счет использования электронного документооборота.
Важным является то, что в случае представления предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии ТД при отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, используемых в качестве транзитной декларации [1].
Для бесперебойного пропуска транспортных средств и грузов необходимо постоянное совершенствование технологий. Согласно «Республиканской программой развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 гг.» одним из мероприятий предусмотрено создание привлекательных условий для доставки товаров иностранными международными автомобильными перевозчиками в приграничные логистические центры или СВХ, расположенные на территории РБ. В целях реализации данных мероприятий с 2017 года успешно применяется «бестранзитная» схема движения товаров из пограничного пункта таможенного оформления во внутренний. С начала 2017 года таким образом оформлено около 750 автомобилей, что составляет около 10% от общего количества транспортных средства, проследовавших на внутренний пункт таможенного оформления. В основу технологии положен совершенно новый принцип таможенного оформления грузов на границе, а именно, грузовой автомобиль въезжает на территорию транспортно-логистического центра по выделенному коридору без оформления процедуры таможенного транзита и внесения финансовой гарантии. Сразу после документального контроля товар направляется на СВХ грузового терминала, где проводятся грузовые операции и непосредственно само таможенное оформление.
Например, упрощенная процедура оформления грузов применяется при движении товаров следующих из стран ЕС через республиканский пункт таможенного оформления на внутренний пункт таможенного оформления. В зависимости от номенклатуры товара процедура оформления на границе занимает всего до 30 минут, в случае не применения данной технологии оформление на границе занимает около 2 часов. «Бестранзитная» технология позволяет сократить время пребывания транспортного средства на границе, тем самым увеличивается пропускная способность пункта пропуска, существенно сокращаются материальные затраты иностранного перевозчика, которому в этом случае не нужно получать дополнительные разрешения.
В целях повышения эффективности и ускорения проведения операций таможенного оформления и контроля на границе ЕАЭС проведена серьезная работа по модернизации информационных систем таможенных органов РБ для реализации взаимодействия с системами таможенных служб стран-участниц ЕАЭС. Это позволило в режиме реального времени обмениваться данными, необходимыми для проведения контроля перемещения товаров и транспортных средств помещаемых под таможенные процедуры транзита. Например, если груз идет в государство ЕАЭС через белорусский участок границы, то вся информация направляется в уполномоченный орган государства — члена ЕАЭС [2].
Совершенствование применения таможенной процедуры таможенный транзит будет создавать все условия для развития транзитного потенциала не только РБ, но и стран – участниц ЕАЭС, что в свою очередь приведет к росту внешнеторговых потоков и развитию национальных транспортных рынков, интеграции национальных экономик, обеспечению экономической безопасности стран. Одним из наиболее актуальных вопросов организации ВЭД стран ЕАЭС является создание единой транзитной системы путем применения инновационных информационных технологий, соответствующих современному технологическому укладу и обеспечивающих работу таможни в условиях «цифровой экономики».
Литература:
- Кулешов А.В., Шкленский С.В. Таможенный транзит: новые возможности для уполномоченных экономических операторов // Ученые записки СПб филиала РТА. — 2017. — № 1 (61). — С. 36 — 39.
- Сушкова А.С., Матвеева Н.В. Особенности электронного декларирования таможенного транзита // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. — 2017. — №10. — С. 158 — 165