ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕАЭС

Булгакова Л.И.
Старший научный сотрудник, кандидат юридических наук, Институт государства и права РАН

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЕАЭС

Аннотация

Динамично развивающийся процесс интеграции экономик государств-членов ЕАЭС затрагивает сферу аудиторской деятельности. В статье анализируются положения проекта Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС, одобренного Коллегией ЕЭК 29 января 2019 года, и делается вывод о том, что указанное Соглашение может стать основой для правового регулирования аудиторской
деятельности на едином экономическом пространстве ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, интеграционное право, правовое регулирование аудиторской деятельности, аудит, обязательный аудит, международные стандарты аудита.
Keywords: EAEU, integration law, legal regulation of auditing, audit, mandatory audit, international auditing standards.

В последнее время наблюдается динамичное развитие отношений в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) и происходит активное формирование единого экономического пространства. Процесс интеграции экономик государств-членов Союза затрагивает все аспекты экономической и иной деятельности, включая осуществление аудиторской деятельности. В январе текущего года Коллегия ЕЭК утвердила проект Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС [13]. Данный документ основан на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [4], общепризнанных принципах и нормах международного права и направлен на предоставление лицам права на оказание и получение аудиторских услуг без ограничений на территории всего ЕАЭС. Согласно Плану либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита после подписания указанного Соглашения всеми государствами-участниками Союза предусматривается приведение законодательств этих государств в соответствие с Соглашением [10].

В настоящее время во всех государствах-членах Союза приняты и действуют законы, устанавливающие основы правового регулирования аудиторской деятельности: Закон Республики Армения от 31.01.2003 г. № ЗР-512 «Об аудиторской деятельности» [5], Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 56 «Об аудиторской деятельности» [6], Закон Республики Казахстан от 20.11.1998 г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности» [7], Закон Киргизской Республики от 30.07.2002 г. № 134 «Об аудиторской деятельности» [8] , Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [9]. Данные законодательные акты демонстрируют как сходство в подходах к организации и осуществлению аудиторской деятельности, так и значительные различия в нормативном регулировании [2]. Указанная сфера деятельности регулируется также рядом иных законодательных и подзаконных актов, определяющих особенности лицензирования данного вида деятельности, порядка аттестации (сертификации) аудиторов, проведения проверок качества аудиторских услуг и проч. Существенное место в регулировании данной сферы занимают стандарты аудиторской деятельности, устанавливающие требования к порядку проведения аудита и сопутствующих аудиту услуг. Концептуальным принципом, положенным в основу осуществления аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС, стало использование международных стандартов аудита (МСА), одобряемых Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). МСА, как универсальная и наиболее качественная система требований к аудиторской деятельности, применяется во многих государствах мира, что позволяет использовать их в качестве инструмента интеграционной политики отдельных государств, а также способствуют созданию благоприятной информационной среды для инвесторов, что, в свою очередь, влияет на активизацию и развитие рынка капитала. На сегодняшний день лишь в России и Казахстане применяются МСА, признанные в установленном законодательством порядке. Не менее важными для осуществления аудиторской деятельности являются Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ и кодексы этики, принимаемые профессиональными аудиторскими объединениями, следование которым в аудиторской деятельности обязательно.

Аудиторская деятельность складывается из аудита – независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности и другой информации, содержащейся в финансовых документах – и сопутствующих аудиту услуг (к которым относятся: обзорная проверка, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации). Следует отметить, что во всех законах об аудиторской деятельности государств-членов Союза выделен обязательный аудит, однако, основания и порядок его проведения различны. В соответствии с указанным проектом под обязательный аудит подпадает: годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации (банка), страховой организации, общества взаимного страхования, негосударственного пенсионного фонда, организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам; а также указанная отчетность, включаемая в проспект ценных бумаг. Для индивидуальных аудиторов установлены ограничения в проведении обязательного аудита. В то же время в национальном законодательстве государства-члена могут быть установлены случаи, при которых указанная отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, а также предусмотрено право индивидуального аудитора осуществлять обязательный аудит в таких случаях.

Установление в проекте Соглашения единых требований к субъектам аудиторской деятельности обусловлены необходимостью качественного выполнения аудиторских услуг, повышения профессиональной квалификации, соблюдения принципов аудита таких, как профессионализм и независимость. Аудиторскую деятельность могут осуществлять аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, аудиторы. Для аудиторских организаций устанавливаются требования в части минимального количества аудиторов в штате, определенной доли участия аудиторов в уставном (складочном) капитале организации и численности аудиторов в коллегиальном исполнительном органе юридического лица. Аудиторская организация, чтобы обеспечить выполнение принципа независимости аудита, не сможет создаваться в форме открытого акционерного общества или унитарного предприятия. Такие же требования для аудиторских организаций предусмотрены российским законодательством в сфере аудита.
Основным общим квалифицирующим признаком статуса аудитора является наличие квалификационного аттестата (свидетельства, сертификата) аудитора, который выдается по результатам квалификационного экзамена, подтверждающего уровень его теоретических знаний в областях, предусмотренных в Соглашении. Поддержание необходимого уровня теоретических знаний, профессиональных навыков и умений аудитора будет обеспечиваться обязательным ежегодным повышением квалификации, правило о котором установлено в проекте упомянутого Соглашения.

Важнейшим элементом обеспечения качества аудиторских услуг является действенный контроль за выполнением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодателя в отношении профессиональных участников, в т.ч. их аттестации, а также обязательных правил, содержащихся в стандартах аудиторской деятельности. Традиционно различают два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. Особое внимание уделяется внешнему контролю, как своеобразной гарантии прозрачности и качества бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые организации. Не случайно в Директиве Европейского Парламента и Совета 2006/43ЕС от 17 мая 2006 г. «О проведении обязательных аудитов годовой и консолидированной отчетности» установлено требование о надзоре за всеми аудиторами (аудиторскими фирмами), выполняющими обязательный аудит [3]. Как справедливо отмечается в литературе, именно внешнему контролю отводится миссия выявления недобросовестных аудиторов и аудиторских организаций [1]. Предмет внешнего контроля будет определяться Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС. Государство-член Союза должно обеспечить осуществление внешнего контроля аудиторов, установить порядок его осуществления, а также определить орган по проведению контрольных мероприятий (государственный орган, профессиональные объединения, в т.ч. саморегулируемые организации).

Результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении (отчете). Общие подходы к сущности и видам аудиторского заключения в законах об аудиторской деятельности государств-членов ЕАЭС схожи и получили свое отражение в проекте Соглашения. Данный документ составляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности лицами, имеющими право на осуществление аудиторской деятельности в государстве-члене, и является официальным документом в других государствах-членах Союза. В проекте Соглашения также предусмотрено, что указанные субъекты должны определить ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения.
Что касается системы регулирования аудиторской деятельности, то в соответствии с подготовленным Соглашением государство-член Союза определяет орган, уполномоченный на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности. Такими органами могут быть государственные органы государств-членов и организации, специально созданные для этих целей. В то же время государства-члены Союза берут на себя обязательство способствовать созданию профессиональных объединений (саморегулируемых организаций) аудиторов и осуществлению ими своей деятельности. Также в проекте Соглашения предусматривается возможность предоставления органу, уполномоченному на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности, права делегирования своих функций профессиональным объединениям (саморегулируемым организациям) аудиторов. Последнее правило направлено на включение профессионального сообщества аудиторов в регулирующие процессы данного вида деятельности, заинтересованность в развитии аудита и повышении качества аудиторских услуг.

Таким образом, в проекте анализируемого Соглашения заложены единые подходы к осуществлению и регулированию аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС, которые могут стать основой для правового регулирования аудиторской деятельности на едином экономическом пространстве данного интеграционного объединения. Дальнейшая работа по созданию единого рынка в сфере аудита, как было отмечено выше, связана с установлением сходного правового регулирования в государствах-членах Союза, в т.ч. идентичных механизмов правового регулирования этой сферы. Это позволит «снять препятствия на пути международного сотрудничества и связанного с ним развития регулируемых национальным правом отношений» [11]. Конечно, интеграционное право не может быть избыточным и превышать пределы необходимого регулирования в целях обеспечения функционирования рынка, однако, оно должно решать и задачи интеграции. Так, в проекте Соглашения определены единые требования к лицам, имеющим право осуществлять аудиторскую деятельность, к аудиторскому заключению (отчету) для его признания во всех государствах-членах Союза, к внешнему контролю качества аудиторских услуг и т.д. Из смысла данного документа следует, что качество аудиторских услуг соизмеряется с выполнением аудиторами требований МСА и соблюдением принципов независимости, профессионализма и конфиденциальности.

К компетенции государств-членов Союза относятся многочисленные вопросы, связанные с:

  • установлением требований к организации оказания аудиторских услуг;
  • установлением порядка проведения квалификационного экзамена и выдачи аттестата (свидетельства, сертификата) аудитора;
  • обеспечением осуществления внешнего контроля качества аудиторской проверки;
  • обеспечением применения мер воздействия в отношении нарушителей законодательства об аудиторской деятельности;
  • обеспечением открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестре аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов;
  • некоторые другие.

Государство-член Союза вправе также устанавливать дополнительные требования, в частности, к аудиторским организациям, осуществляющим аудит участников финансового рынка и организаций, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, аудит национального (центрального) банка, к процедурам его проведения и порядку предоставления аудиторского заключения и проч.
Особенности внутреннего регулирования аудиторской деятельности обусловлены разницей национальных экономик, а также современным состоянием национальных рынков аудиторских услуг государств-членов Союза.
Таким образом, Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС станет основой для сближения аудиторского законодательства государств- членов Союза, направленного на установление идентичных правовых механизмов и сходного правового регулирования аудиторской деятельности. В заключении отметим, что выработанные в проекте указанного Соглашения подходы к организации, осуществлению регулирования и контроля в сфере аудита совпадают с концепцией дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерацией [12], а также общей интеграционной политикой нашего государства в целом.

Литература:

  1. Алибекова Б.А., Жуматаева Б.А., Таштанова Н.Н., Байболтаева Н.А. Публичный надзор за качеством аудиторских услуг // https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9047
  2. Булгакова Л.И. Регулирование аудиторской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза (сравнительно-правовой обзор)
  3. Директива Европейского Парламента и Совета 2006/43ЕС от 17.05.2006 г. «О проведении обязательных аудитов годовой и консолидированной отчетности» // http://www.audit.gov.az/uploads/Avropa_Parlamenti_ve_Shurasinin_audite_dair_Direktivi.pdf
  4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».
  5. Закон Республики Армения от 31.01.2003 г. № ЗР-512 «Об аудиторской деятельности» // http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Orenq/Law_Audit/Audit_ru.pdf
  6. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 56 «Об аудиторской деятельности» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62159
  7. Закон Республики Казахстан от 20.11.1998 г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1376.
  8. Закон Киргизской Республики от 30.07.2002 г. № 134 «Об аудиторской деятельности» // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=87.
  9. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст.15.
  10. План либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утв. решением Высшего Евразийского экономического союза от 26 декабря 2016 г. № 22 // СПС «Консультант Плюс».
  11. Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений (на примере зоны свободной торговли и Таможенного союза ЕврАзЕс): монография А.В.Габов, А.А.Каширкина, В.Ю.Лукьянова и др.; под ред. В.Ю.Лукьяновой. М.: Анкил. 2012.
  12. Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренный Советом по аудиторской деятельности 23.06.2016 г. // https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/06/main/proj_concep_ot_230616.pdf 13.Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 января 2019 г. №22 «О проекте Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс».