ПРИХОД К ЧАСТИЧНОЙ ПРИЗНАННОСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Дибас О.А.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко,
г. Луганск

ПРИХОД К ЧАСТИЧНОЙ ПРИЗНАННОСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс обретения республикой Абхазия частичной признанности, основные направления внешнего сотрудничества. На основании комплексного анализа выявлены особенности данного процесса, исторические и геополитические условия развития государственности и прихода к частичной признанности.

Ключевые слова: Республика Абхазия, диаспора, частичное признание, государственный суверенитет, независимость.
Keywords: Republic of Abkhazia, diaspora, partial recognition, state sovereignty, independence.

Реалии конца ХХ–начала XXI вв. демонстрируют коренные трансформации в системе международных отношений. Происходит столкновение ключевых принципов организации общества – глобализации и регионализации. В данных условиях происходит обострение этно-политических конфликтов на постсоветском пространстве, что приводит к формированию ряда «замороженных конфликтов» и формированию в последующем группы частично признанных государств – Приднестровье, Нагорный Карабах и, конечно же, Абхазия.
Грузино-абхазское противостояние имеет глубокие корни, уходящие во вторую половину XIX века, когда абхазские территории стали заселяться грузинскими колонистами. В 1918 году попытки самоопределения Абхазии были подавлены Грузинской Демократической Республикой. Чаяния абхазов были реализованы 31 марта 1921 года, однако независимая Абхазская ССР просуществовала до начала 1922 года, после чего была включена в состав Грузинской ССР на федеративных началах. Однако уже в 1931 году федеративный статус был изменен на статус автономии в составе Грузинской ССР. Необходимо акцентировать внимание, что даже в условиях автономии Абхазия сохраняла частичный государственный суверенитет, обладая собственной Конституцией, высшими органами законодательными и исполнительной власти. Данные положения были закреплены в Конституции 1978 г. [1, с. 89].

Кризисным в абхазо-гузинских отношений был период 1989–1991 гг., и попытки обеспечения правового статуса Грузии в условиях распада СССР. Разногласия были вызваны попытками решения проблемы определения статуса государства, взгляд на которую кардинальным образом различался. Так, Абхазия выступала за проведение референдума для определения дальнейшего статуса республики, который был проведен 17 марта 1991 г., в рамках которого 96% населения выступили за сохранение СССР. При этом Грузинская сторона отказалась от проведения данного референдума, видя решение вопроса в проведении референдума по вопросу восстановления государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 года. В результате проведения данных референдумов Грузия стала независимым государством, а Абхазия осталась в составе СССР вплоть до его распада 21 декабря 1991 года. Однако после распада СССР Абхазия связывала свою судьбу не с Грузией, а выступала за возврат к Конституции 1925 года и возврату федеративному государственному устройству о чем должно было быть принято решение 14 августа 1992 г. Верховным Советом Абхазии, однако данному событию было не суждено реализоваться в результате вторжения грузинских войск [1, с. 90].
Республика Абхазия стала формироваться в качестве независимого государства еще до признания ее Россией, Венесуэлой, Науру, Вануату, Тувалу и Никарагуа. В 1994 году была принята конституция республики и в 1999 году была подтверждена на референдуме. Также в том году был принят «Акт о государственной независимости Абхазии». После завершения войны 1992–1993 годов в республике проводились президентские и парламентские выборы. К моменту признания республика имела избранного президента и парламент, собственную конституцию, а также государственную символику, такие как флаг, герб и гимн. До ее признания Абхазия обладала сформированной армией, судебной системой, проводила свою внешнюю политику [4, с. 10].

Республика Абхазия отвечает критериям, необходимым для признания ее как суверенного государства с точки зрения международного права. Согласно часто цитируемой статье 1-й Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г., «государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками: постоянным населением, определенной территорией, правительством, способностью вступать в отношения с другими государствами» [2, с. 14].
Секретариат ООН, придерживался следующей позиции по вопросу о признании Абхазии, выраженной словами прежнего Генерального секретаря Бутроса Гали:
«Абхазской стороне во время переговоров, было ясно дано понять, что независимость, обретенная силой оружия, неприемлема для международного сообщества» [5].
Признание независимости Абхазии Российской Федерацией последовало после военного нападения Грузии на Южную Осетию и угрозы атаковать Абхазию. Это признание стало политическим средством защиты от вооруженного нападения со стороны Грузии. Повод, в качестве необходимости спасения угнетенного меньшинства оправдывает политический акт со стороны России в той же мере, в какой западные державы оправдывали свое признание независимости бывшей сербской провинции Косово необходимостью защитить ее албанское население.
26 августа 2008 года Российская Федерация официально признала Республику Абхазия и Республику Южная Осетия. Вслед за этим, 5 сентября 2008 г., второй страной, которая признала обе республики Южного Кавказа, стала Республика Никарагуа. Первый политический акт повысил статус Абхазии до уровня признанного государства. В последующем, 10 сентября 2009 года Абхазия была официально признана Боливарианской Республикой Венесуэла. 15 декабря 2009 г. – Республикой Науру. 23 мая 2011 г. – Республикой Вануату, а 18 сентября 2011 – Республикой Тувалу.

Признание Россией независимости Абхазии вызвало негативные реакции со стороны правительств целого ряда стран. [4, c. 6] Основное возражение является юридическим: такое признание представляет собой нарушение международного права, а именно, нарушение территориальной целостности Грузии в пределах ее международно- признанных границ.
Непризнание Абхазии со стороны других государств, несмотря на их заявления, основаны не на международном праве, а на политических и геополитических соображениях. В свете международного права, после признания шестью государствами- членами ООН, Абхазия может рассматриваться как полноценный субъект международного права.
Курс на международное признание Абхазии, как независимого государства остается одним из основных приоритетов руководства республики. Абхазия также активно развивает сотрудничество с непризнанными республиками или частично признанными республиками. В 2006 году ее признали Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика и Народно-Карабахская Республика. В дальнейшем к этому числу присоединилась Донецкая Народная Республика [3, c.19].

Большие надежды Абхазия возлагает на диаспоры. Самая многочисленная абхазская диаспора проживает в Турции. По неофициальным данным, ее численность превышает 500 тысяч человек. Причем этнические абхазы представлены практически во всех органах власти. В Турции действуют активные абхазские диаспорные организации, в частности Кавказо-Абхазский комитет солидарности [2, c. 20]. Комитет солидарности был создан в Стамбуле во время Отечественной войны 1992-1993 гг. и зарекомендовал себя как крупная международная организация, способная лоббировать интересы Абхазии. В Турции действует 13 филиалов федерации в местах компактного проживания абхазов.
Таким образом, на данный момент Республика Абхазия остается частично признанным государством, признанная шестью суверенными государствами-членами ООН. Абхазия продолжает сотрудничать на приднестровском, югоосетинском направлениях, а также сотрудничество с ДНР и ЛНР и диаспорами, которые способствуют росту международного авторитета государства.

Литература:

  1. Зубха М. И. Абхазская независимость: история и современность // От самоопределения к международному признанию: Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия. – Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива», 2008. –240 с.
  2. Лепешков Ю. А. Международно-правовое признание государств и правительств: история и современность. / БГУ. 2009. С. 14–20/.
  3. Литвиненко В.Т. Политические процессы становления государственности Абхазия, Южной Осетии и Приднестровья в контексте обеспечения безопасности граждан России, проживающих в этих республиках. Ростов-на-Дону. 2010. С. 19.
  4. Чирикба В. А. Международно-правовой статус Республики Абхазия. Сухум, 2013. C.10–25.
  5. Declaration on the «Guidelines on the recognition of new states in Eastern Europe and in the Soviet Union» / UN Security Council. Doc. S/23293, 17.12.1991, Annex II.