ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Захарова А.А.
Донской государственный технический университет

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос повышения мотивации изучения иностранного языка через проектную методологию. В статье рассматривается последовательность работы над любым проектом, в котором каждый студент может реализовать свой интеллектуальный потенциал на любом этапе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: методика, мотивация, методология проекта, изучение иностранного языка, домашнее задание, упражнение, выбор обучаемого, уровень сложности
Keywords: method, motivation, project methodology, learning a foreign language, homework, exercise, the choice of the learner, the level of difficulty.

Повышение качества и уровня образования было и остается приоритетом в современной методике обучения иностранным языкам. Одним из методов, позволяющим улучшить качество приобретаемых студентами знаний является проектная методика. В ее основе лежит развитие познавательной деятельности, творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в огромном информационном пространстве. При создании проекта у учащихся повышается интерес к изучению иностранного языка, расширяется кругозор.
Проектная методика, предназначенная для обучения иностранным языкам, обеспечивает использование иностранного языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения, что увеличивает активный и пассивный лексический запас; способствует созданию условий для активной устной практики каждого студента, формирует умения и навыки в основных видах речевой деятельности; повышает уровень самостоятельной работы студентов (как индивидуальной, так и групповой); повышает мотивацию обучения; обеспечивает наглядное представление результата деятельности.

Применяя проектную методику, преподаватель организовывает самостоятельную работу студентов, использует разнообразные методы и формы учебной деятельности, которые раскрывают и стимулируют учащегося к говорению на иностранном языке без боязни сделать ошибки.
На первом этапе работы над проектом происходит выбор темы, формулировка цели проекта, определение временных рамок. Тематика может касаться как теоретического изучаемого материала для углубления знаний по нему, так и практического вопроса для выявления интересов студентов. Так, на пример, при выборе проекта по теме «Страна изучаемого языка» юноши отдают предпочтение политическим, спортивным или техническим достижениям, в то время как девушки больше интересуются культурным наследием, достопримечательностями, традициями и историей изучаемой страны.

Следующий этап подготовительный, на котором ставятся задачи, формируются группы, распределяются обязанности. На данном этапе студентам предлагаются как групповые, так и парные или индивидуальные формы работы. В данном случае выбор должен опираться на уровень подготовки студентов, их мотивационную и психологическую готовность к самостоятельной познавательной деятельности.
Выполнение проекта – третий этап работы, на котором происходит сбор информации. Это самый продолжительный, трудоемкий, но самый интересный этап работы. В период подбора материала активно работают такие навыки как чтение и письмо, формируется умение добывать информацию из разных источников и обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Следующим этапом работы над проектом является демонстрация результатов деятельности студентов – презентация проекта, его защита и обсуждение. Во время презентации в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать учащийся это устная речь и аудирование. Таким образом, работая над проектом, студенты используют все четыре вида иноязычной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Кроме того, презентация проекта помогает формировать и развивать у студентов умение проводить публичные выступления и дискуссии. Выступая с презентацией своего проекта, студенты учатся правильно держаться перед аудиторией, преодолевать неуверенность.
Завершающим этапом является оценка проекта. Нельзя оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Следует учитывать многоплановость его характера, актуальность, новизну и источники информации, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Немаловажную роль играет и практическое применение проекта.
Работа над проектом — это интеллектуальная работа студентов, требующая умения выявить проблему, наметить способы её решения, спланировать свою индивидуальную и/или совместную работу, подобрать необходимый материал и т.д.

Таким образом, проектная методика — это самостоятельная работа студентов, осуществляемая под гибким руководством преподавателя, направленная на стимулирование исследовательской работы и самореализации личности обучающегося. Овладевая культурой проектирования, студенты приучаются творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, повышение мотивации к изучению языка, достижению целей обучения, возможность реального общения на изучаемом языке.

Метод проекта позволяет разнообразить учебную деятельность, обеспечить оптимальные условия для развития речевых умений и навыков т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и общения. Метод проекта обеспечивает прочное усвоение учебного материала, а также интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся. Подготовка и демонстрация проектов является завершающим этапом развития и самосовершенствования умений и навыков во всех видах речевой деятельности.

Литература:

  1. Стародубцева Е.А. Деятельность преподавателя в свете использования информационных технологий обучения. Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал», 2002
  2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах.- Спб.: Издательство «Союз», 2001.