ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 004.75

Стукалин И.

Кафедра прикладная математика и информационные технологии Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Stukalin Ivan

Student of the Department of applied mathematics and information technology of the financial University under the government of the Russian Federation

THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN EDUCATION

Аннотация

Роль использования блокчейн в мире возрастает день ото дня. В данный момент это одна из самых быстрорастущих отраслей. Потребность на квалифицированных специалистов в этой области тоже неизменно повышается. Все больше учебных учреждений приходят к выводу, что освоение технологии блокчейн актуально для современного человека.

Summary

The role of blockchain in the world is growing day by day. At the moment it is one of the fastest growing industries. The need for qualified specialists in this field is also constantly increasing. More and more educational institutions come to the conclusion that the development of blockchain technology is relevant for the modern man.

Ключевые слова: блокчейн; онлайн-образование; криптовалюты

Keywords: blockchain; online education; cryptocurrencies

Блокчейн (англ. blockchain или block chain) — выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию.

Одной из области, куда начинают динамично объединять блокчейны, становится область хранения документов и их контроля. Здесь можно гарантировать, что данными пользоваться никто не сможет и отформатировать их не выйдет. Кроме того, для всех заинтересованных лиц открыта информация о том, кто создал ту или иную запись в систему. Этот вариант может применяться не только для идентификации индивида или документов на недвижимости, но и в области образования он значим не меньше.

Предприятия, которые нанимают на работу новых сотрудников, неоднократно сталкиваются с проблемами проверки подлинности документов. Руководитель MachineLearning, Крис Ягерс, уверен, что блокчейн способен облегчить процедуру проверки информации об образовании, которая применяется в данный момент во всем мире.

Однажды экс-глава Yahoo представил подделанные документы об окончании учебного учреждения в Стоунхилле. Многие в то время осудили отдел кадров предприятия за то, что те как следует, не проверили своего директора.

Одним лишь способом такой проверки могла быть отправка запроса в учебное учреждение. Если предприятия обращаются со схожим запросом, то учебному заведению необходимо около двух недель, для того чтобы запрос только стали обрабатывать и еще столько же времени, чтобы получить ответ. Такое не вызовет неудобств у маленьких фирм, однако совершенно не подходит для таких гигантов как Yahoo, принимающих ежегодно к себе огромное количество сотрудников в сотни структур.

С целью анализа этой весомой проблемы, сотрудники Массачусетского Института Технологий (МИТ) провели исследование и показали, как можно фиксировать информацию о наличии документа об образовании в блокчейн и распоряжаться ими.

Для этого ими применяется одна из функций блокчейна Биткоина, которая называется OP_RETURN и дает возможность фиксировать в каждую транзакцию дополнительные данные. МИТ предлагает высчитывать хэш документа с помощью SHA256 и закреплять его к транзакции, дополняя своей зашифрованной подписью. После пяти подтверждений на блокчейне этот сертификат навсегда с открытым доступом в системе.

Филипп Шмидт из Медиа-лаборатории МИТ считает, что вербование технологии блокчейн и высококачественного шифрования имеет возможность посодействовать создать безупречную систему для контроля достижений в образовании. Наниматель получит резюме в электронном формате и сможет не сомневаться в его подлинности.

Массачусетский Институт Технологий не держат в тайне собственную технологию от общественности и пытаются распространить ее. Но функция OP_RETURN не совсем годится для заключения предоставленной задачки, так количество данных, которые возможно сберечь, строго ограничено. Внедрение предоставленного способа абсолютно недешево и нерезультативно, когда речь идет о огромном числе документов.

Исследователи из Массачусетского Института Технологий решили пойти дальше и начали с MachineLearning работать над проектом, который получил название Blockcerts. Данный проект точно также будет основан на блокчейне самой распространенной криптовалюты для записи туда защищенных сертификатов, которые защищены от нерегламентированного применения, но с одним существенным отличием. Сосредотачиваться оно будет в подходе к изданию сертификата.

Выпускнику необходимо сначала отправить открытый ключ своему учебному учреждению, которое применяет для хэширования документа свой ключ и фиксирует его в блокчейн. Из этого следует, что каждый желающий сможет удостовериться в подлинности сертификата в будущем.

Ягерс утверждает, что на данный момент нет комплексного сервиса для решения данной задачи, чем данный открытый стандарт. Он содержит в себе все нужное для организации и проверки блокчейн-совместимых документов.

Варианты применения блокчейна системой образования не ограничены лишь сбережением документов на основе данных. Все перспективы представленной технологии могут в кардинально преобразовать систему образования, к примеру, посодействовать онлайн обучению. Популярность онлайн-курсов все время растет, так как они недорогие и способствуют получению познаний из любой точки мира, где есть интернет. А если группировать всевозможные курсы в блоки, то возможно организовать направления подготовки по многим узконаправленным специальностям. Кроме всего, для блокчейна следует предусмотреть стандарты, которые способствуют добиться принятия любого дипломов и сертификатов в любом месте мира.

Но что мы получим, если стандартизируем все дипломы и сертификаты и запишем их в блокчейн? Какие перспективы развития это дает?

Дипломы и сертификаты призваны подтвердить, что кандидат обладает определенным набором знаний и умений. Таким образом, если эта информация находиться в одной системе и передается по ней, то предприятия-наниматели обладают возможностью разработаться систему для поиска специалистов со определенным набором навыков. Это регулирует спрос на конкретные профессии и способствует к изучению курсов по самым распространенным в тот момент времени специальностям.

У кандидата на должность появиться возможность собрать информацию о знаниях, которые нужны для устройства на эту работу. Учебные учреждения, в свою очередь, предложат возможность динамического выбора курсов, чтобы учащийся сам выбирал, какие навыки нужны ему в дальнейшем.

Данный подход к преобразованию системы образования может навсегда разрешить проблему снижения востребованности учебных программ, появившейся из-за слишком стремительного развития области IT.

Веяния на рынке труда меняются год от года. Технологии усовершенствуются быстро, что собственно содействует изменению ценности различных профессий во всех трудовых областях. Система образования не каждый раз имеет возможность предложить востребованные программы изучения, которые часто становится неактуальными еще до получения дипломов выпускниками.

С образованием системы, которая разрешила бы видеть требования к специалистам в режиме реального времени, пришло бы осознание того, какие преобразование в системе образования обязаны произойти. Более того, это привело бы к облегчению поиска вакансий и борьбе с безработицей среди образованных людей. Такой реестр на основе блокчейна нужен и вузам, и выпускникам, и нанимателям, и системе образования.

Одними из первых, кто ввел в учебную программу блокчейнтехнологии стали Cornell Blockchain и University College London.

Cornell Blockchain дает возможность своим студентам научиться соединять бизнес и технологии. Команда специалистов консультирует и поддерживает растущие проекты. Благодаря поддержке исследовательской организации ICN, экспертам-консультантам и партнерским связям с огромными предприятиями Blockchain по всему миру Cornell Blockchain предоставляет действительный опыт для взаимодействия, обучения и развития инноваций.

Уже на данный момент по программе университетского колледжа занимается 570 студентов. Сейчас это крупнейшее сообщество, связанное с технологией блокчейн, в мире. Программа содержит в себе регулярные лекции и семинары, которые проводят лидеры мнений. У всех студентов есть действительная возможность стать профессионалом в новой области.

Независимый научно-исследовательский институт, который исследует теоретические, философские и социальные стороны технологии блокчейн. План разработан выпускницей программы MBA по специализации «Финансы» Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета — Мелани Свон. В процессе изучения студент приобретет знания о технологии блокчейн (включая разработку, алгоритмы консенсуса, интеллектуальные свойства и интеллектуальные контракты). На лекциях рассматриваются вопросы о текущем состоянии технологии, вероятные приложения в финансовых услугах, логистике, здравоохранении, энергетике, а также следующие шаги по ее развитию в организации. После обучения любой студент получит сертификат об завершении курса.

Российская Федерация не отстает от иностранных государств и деятельно вводит программы по исследованию блокчейна в институты.

Экономический факультет МГУ ввел в учебную программу магистров направление, в ходе которого изучаются своеобразные вопросы, связанные с блокчейном. Университет проводит открытые экспертные семинары на тему криптовалют и финансовых технологий.

В 2018 г. Экономический факультет МГУ рассчитывает провести двух месячную программу для начинающих руководителей, основателей и разработчиков блокчейн-проектов — «Blockchain Founder». Участники программы освоят технические стороны и бизнес-применение блокчейнтехнологии.

При поддержке школы управления СКОЛКОВО представлен проект для будущих и имеющих на сегодняшний день инвесторов. Слушатели курса приобретут полезные знания о блокчейне, инвестиционных возможностях и управлении рисками в блокчейне. Главными ораторами тренинга будут регуляторы и участники рынка.

С 2013 г. стали появляться Блокчейн академии. В данных академиях программы ориентированы на сотрудников финансовой области из сектора финтех, смарт-контрактов и других отраслей, использующих инновационные технологии.

В самых престижных университетах мира можно получить образование в области блокчейн. Например, в Эдинбургском университете, Стэнфордском университете, Калифорнийском университете в Беркли и Принстонском университете. Желающим предлагаются курсы по технологии блокчейна и криптовалют на основе колледжа. Курсы предусматривают высокий уровень подготовки в данной области.

Полученное образование в одном из аналогичных учреждений поможет расширить знания в блокчейн-технологиях. У участников курса предоставляется реальная возможность устроить успешную карьеру в данной области. В заключение выделим из доклада самое главное: как блокчейн может повлиять на образование:

  • блокчейн уменьшит потребление бумаги. Блокчейн позволяет безопасно и долгосрочно хранить записи, выдавать надежные сертификаты и награды, отслеживать успехи в обучении на протяжении всей жизни;
  • исчезнет необходимость в аккредитованной организации для проверки сертификатов. Больше не нужно запрашивать у университета заверенную копию диплома, чтобы доказать наличие образования или степени. Благодаря технологии будут решены вопросы интеллектуальной собственности. Блокчейн поможет отслеживать первые публикации и цитаты без участия контролирующего органа. Это также позволит автору автоматически получить гонорар за цитирование работы;
  • учебные заведения сэкономят деньги. Поскольку участники цепочки имеют право собственности и возможность контролировать сведения, учебные организации сократят издержки, связанные с хранением и организацией данных.

Криптовалюты на базе блокчейна упростят платежные системы в организациях. Не придется неделями дожидаться одобрения получения финансовых средств. Это будет происходить мгновенно после подачи заявления. Пользовательские криптовалюты могут быть использованы для выделения грантов.

Литература

  1. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / Мансуров П.М., Шайахмедова М.Р. // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1 (4). С. 311-315.
  2. Интеллектуальные системы обучения / Мансуров П.М., Мансурова Г.И., Савкина А.В. // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1 (4). С. 125-128.
  3. Применение блогов в системе дистанционного обучения MOODLE / Мансуров П.М. // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1158-1162.