ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тохтуева Т.В.
Преподаватель ГБПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова», г. Пермь

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В современном обществе процессу информатизации системы образования отведено особое внимание. В статье раскрываются проблемы низкой степени ИКТ- компетентности педагогов профессионального образования. Автор предлагает новый подход повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов через формирование системы внутрикорпоративного обучения с привлечением молодых педагогов. Реверсивное наставничество, рассмотренное автором, предлагается как одно из приоритетных
направлений в повышении компетенций педагогических кадров.

Ключевые слова: педагог, информатизация, ИКТ-компетентность, профессиональное образование, реверсивное наставничество
Keywords: teacher, ICT competence, informatization, vocational education, reverse mentoring

Системы образования сегодня могут воспользоваться результатом работы, которая была проделана ЮНЕСКО по разработке «Структуры ИКТ-компетентности учителей». Она начинается с компьютерной грамотности, но выходит далеко за ее пределы, включая все элементы, с которыми должны справляться учителя для возможности уверенно пользоваться ИКТ средствами в классе, обучая различным предметам помимо информатики [1, 24].

Информатизация образования кардинально меняет роль педагога. ИКТ- компетентный педагог может новаторски организовать информационную образовательную среду, такой специалист разрабатывает новые способы использования информационно-коммуникационных технологий для обогащения учебной среды [2, 52]. Политический заказ на непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов отражается в необходимости создания управляемых условий развития их ИКТ- компетентности, то есть применения теории сопровождения к практике непрерывного образования педагогов.
Проблема подготовки и повышения квалификации такого работника является первоочередной для современной системы российского профессионального образования, так как именно профессиональная и личностная готовность специалиста к педагогической деятельности является одним из важных условий результативности процесса информатизации образования.

На базе ГБПОУ «Пермский радиотехнический колледжа им. А.С. Попова» был проведен опрос в феврале 2019 года. Педагогам был задан вопрос: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в колледже к 2020 году?».
Результаты опроса неоднозначно разделились:

  • 26,09% опрошенных ответили, что по-прежнему это останутся мел и тряпка; 20,37% посчитали, что кроме настольного компьютера учителя и проектора вряд
    ли что изменится;
  • 33,16% надеются на персональные мобильные компьютеры (ноутбуки, планшеты); 18,58% верят в появление принципиально нового средства обучения, которое еще
    не изобретено;
  • 1,80% опрошенных затруднились ответить.

По результатам данной статистики, очевидно, что основная масса преподавателей не готова использовать ИКТ компоненты на своих уроках. Обобщая вышесказанное можно утверждать, что интеграция ИКТ в образование зависит от комплексной готовности преподавателя. Но как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках.

По результатам проведенного анкетирования в марте 2019 года «Применение инновационных образовательных технологий» на базе ГБПОУ «Пермский радиотехнический колледжа им. А.С. Попова» было выяснено, что основная часть преподавателей использует традиционные формы обучения, а из инновационных форм с использованием информационно-коммуникационных технологий доминирует использование презентаций в качестве электронного образовательного ресурса.
Низкая степень сформированности ИКТ компетентности ограничивает возможности использования дидактического потенциала современных технологий и в целом тормозит процесс информатизации системы образования.

В связи с этим повышение ИКТ компетентности работников образования является первостепенной задачей, требующей решения на всех уровнях образования.
Среди причин низкого показателя сформированности ИКТ компетентности можно указать отсутствие достоверной и полной информации об электронных средствах обучения и методического сопровождения по их использованию в учебном процессе, наличие психологического барьера вследствие низкого уровня технической грамотности, ограниченное количество времени и низкий уровень владения программными средствами, необходимые для разработки и внедрения собственных электронных средств обучения, недостаточный уровень заинтересованности в информатизации процесса обучения [4, 57].
1 марта 2018 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. В частности Владимир Путин подчеркнул острую необходимость скорейшей модернизации высшего и средне- специального образования с использованием современных технологий. В сфере образования в этой связи приняты и реализуются Минобрнауки России четыре приоритетных проекта: «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в РФ», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») и «Вузы как центры пространства создания инноваций»[3].

Задача системы образования — инициировать педагога к созданию и освоению образовательных технологий на базе информационно-коммуникационных технологий, выстроить определенный ориентир познавательной активности, мотивировать к самостоятельному изучению и освоению учебного и профессионального опыта в области информационно-коммуникационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности современного педагога, в большей степени, происходит в стенах родного учебного заведения. Поэтому руководству образовательного учреждения целесообразно организовать деятельность, направленную на поэтапное становление данной компетенции у каждого педагога.
Несомненно, молодые педагоги имеют большее количество навыков в компьютерных технологиях, чем старшее поколение педагогов. Поэтому в современных условиях одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров выступает реверсивное наставничество.
Феномен реверсивного наставничества порожден стремительным развитием информационных технологий, внедрением инноваций и, в связи с этим, необходимостью построения единого высокого уровня профессионального развития владения информационными технологиями внутри коллектива. Реверсивное наставничество базируется на принципах сотрудничества и партнерского стиля его участников.

Реверсивное наставничество помогает не только повысить общий уровень владения цифровыми технологиями в коллективе, но и создать долгосрочные двусторонние рабочие отношения между членами коллектива разного возраста [5]. Обучение молодыми специалистами своих старших коллег заключает в себе большой потенциал. В процессе данного наставничества обе стороны выигрывают одновременно: старшее поколение — развивая свои технические навыки, молодые специалисты – приобретая коммуникативные навыки.
Таким образом, проблему развития ИКТ-компетентности педагогов профессионального образования можно разрешить путем реализации модели реверсивного наставничества. Формирование системы внутрикорпоративного обучения с привлечением молодых педагогов позволит сделать процесс повышения ИКТ- компетентности более индивидуализированным и эргономичным.

Литература:

  1. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. — Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2013.-320 стр.
  2. Монахова, Г.А., Монахов, Д.Н. Социологический мониторинг информационно- коммуникационной компетентности педагогических кадров/ Г.А. Монахова, Д.Н. Монахов// Социология образования. — 2015. — № 6.
  3. Современная цифровая образовательная среда.
  4. Чернобай, Е.В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ/ Е.В. Чернобай// Преподавание истории в школе. — 2009. — № 9.
  5. Эсаулова, И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний [Электронный ресурс]/ И.А. Эсаулова// Стратегии бизнеса. – 2017.