ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Съянов К.А., Латышева М.В.
Самарский государственный экономический университет

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В данной статье рассматривается проблематика соотношения административной процедуры и административного процесса и приводится аргументация о неотделимости данных понятий.

Ключевые слова: административная процедура, административный процесс, судебная концепция административного права, юстиционное понимание юридического процесса.
Keywords: administrative procedure, administrative process, judicial concept of administrative law, judicial understanding of the legal process.

После введения в действие в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ получил продолжение многолетний научный спор теоретиков права, представителей науки гражданского процесса и ученых-административистов по вопросу о том, что же представляет собой юридический процесс вообще и административный процесс как его разновидность в частности.

Научная дискуссия по данному вопросу стартовала еще в 1960‑х гг., когда стали появляться первые фундаментальные научные труды по проблемам административного процесса.
Параллельно в теории права также формируются два подхода к пониманию юридического процесса: узкий, согласно которому процессом признается лишь юрисдикционная деятельность суда по разрешению юридических споров, и широкий, включающий в содержание процесса деятельность всех правоприменительных органов по разрешению любых категорий юридических дел как спорного, так и бесспорного характера.

В последнее время также стали появляться научные работы, в которых активно поддерживается узкое, юстиционное понимание юридического процесса как только судебной деятельности и соответственно узкое понимание административного процесса как только административного судопроизводства. [2, 736-738]
В этой среде, одним из дискуссионных вопросов понимания юридического правоприменительного процесса в целом и административного процесса — соотношение юридической процедуры и юридического процесса, а соответственно, административной процедуры и административного процесса.
Представители судебной концепции юридического, в том числе административного, процесса традиционно рассматривают деятельность административно-публичных органов по разрешению индивидуальных юридических дел не в качестве юридического (административного) процесса, а в качестве некой усложненной юридической (административной) процедуры [3, 16-17] . Такой подход также представляется полностью несостоятельным в связи со следующим.
Во-первых, юридическая процедура не является в противовес юридическому процессу специальным видом правоприменительной деятельности, специальным способом ее осуществления, отличным от юридического процесса. Это связано с тем, что понятием «юридическая процедура» в юридической науке обычно обозначают порядок осуществления правоприменительной деятельности, а не саму эту деятельность.

Процедура определяет последовательность (цикличность), срочность совершаемых правоприменительных действий, правила официально-документальной фиксации их совершения [4,7].
В современной зарубежной административно-правовой литературе административная процедура не противопоставляется административному процессу и рассматривается в качестве его неотъемлемой составной части как способ, порядок ведения дела, определяющий путь административного производства. [5,2]
Соответственно, юридическая процедура есть форма осуществления юридического процесса, т. е. форма разрешения индивидуального юридического дела, которое составляет его содержание. В таком понимании юридическая процедура присутствует в любом виде юридического процесса, в том числе в судебном, определяя его формально- логическую конструкцию. Судебный процесс не может осуществляться вне юридической судебной процедуры.
Во-вторых, как уже было отмечено выше, правоприменительная деятельность административно-публичных органов по разрешению индивидуальных юридических дел по существу построена на тех же юридических процессуальных конструкциях, что и судопроизводство. В связи с этим определение указанной административной деятельности в качестве некой процедуры и противопоставление ее правосудию, исходя только из вида правоприменительного органа (судебного или несудебного), представляется весьма формальным и не отражающим истинного положения вещей.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: административная процедура есть составная и неотделимая часть административного процесса, который представляет собой один из видов юридического правоприменительного процесса, и включает в себя как внесудебную, так и судебную правоприменительную деятельность по разрешению административных дел. Он подлежит регулированию специальной отраслью права — административно-процессуальным правом, основой формирования которого выступает сложившееся и действующее в Российской Федерации административно-процессуальное законодательство.

Литература:

  1. Аврутин Ю. Е. 2017. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти,законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. СПб.: Издательство «Юридический центр».
  2. Демин А. А. 2013. «Административный процесс — самостоятельный вид процессуального права». Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства. Воронеж: Воронежский государственный университет: С 732–740.
  3. Старостин С. А. 2017. «Административный процесс как отрасль публичного права». Административное право и процесс: С 13–21.
  4. Яковенко Ольга. 1999. Правовая процедура. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратовская государственная академия права.
  5. Harlov, Carol, Rawlings, Richard. 2014. Process and Procedure in EU Administration. Oxford and Portland,Oregon.