Мешкова Г.А.
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Современный мир предъявляет человеку новые требования. В современном мире необходимо уметь решать проблемы, искать компромисс, адаптироваться в ситуациях социальных изменений и делать осознанный выбор. В связи с этим происходят изменения в области образования, появляются новые технологии и методы. В данной статье рассматривается проблемное обучение как одна из наиболее перспективных образовательных технологий на сегодняшний день, рассматривается его сущность и психологические особенности. Особое внимание в статье уделяется дидактическим основам проблемного обучения, особенностям его применения в учебной практике; исследуются условия, необходимые для создания проблемных ситуаций, а также их виды. Кроме того, рассматриваются роли и функции учителя и учащегося при использовании данной технологии, взаимодействие проблемного обучения с другими образовательными технологиями.
Ключевые слова: познавательная активность, проблемное обучение, проблемная ситуация, технология обучения
Key words: cognitive activity, problem-based learning, problem situation, learning technology
Поиск эффективных способов активизации познавательной активности отражен в педагогике на протяжении всего времени ее существования. Данный вопрос на протяжении долгих лет изучают ученые-педагоги. В последнее время идея формирования у учащихся способности самостоятельно осуществлять получение и отбор информации становится особенно популярной. Это может быть связано с тем, что современное общество предъявляет человеку все больше требований, поэтому умение решать задачи и преодолевать трудности становится неотъемлемой частью нашей жизнью. Сложный путь человека начинается в школе, поэтому изменяющийся мир требует изменений во всех областях нашей жизни, в том числе в школе. На сегодняшний день существует большое количество современных образовательных технологий, которые связаны между собой. Кроме того, все они подчинены общим требованиям – активное вовлечение учащихся в процесс обучения, познавательная направленность деятельности и воспитывающий и развивающий характер обучения. Все эти технологии должны заключать в себе интересное содержание, новые приемы работы, которые и будут насыщать учебный процесс.
Познавательная активность представляет собой эмоционально-оценочное отношение обучаемого к процессу и результату познания, проявляющееся в желании человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определенные трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе [8, 74].
Г. И. Щукин утверждает, что именно содержание учебного материала, которое несет новую информацию, стимулирует школьников на открытия. Учащиеся начинают понимать и осознавать важность практической роли познания, многогранность и широту окружающего мира [9, 105].
По мнению Н.Ф. Талызиной обучение может быть как традиционным, так и нетрадиционным. Традиционное обучение представляет собой информационное, сообщающее и пассивное обучение, которому противопоставляется нетрадиционное [7]. Однако на современную практику образования значительное влияние оказывают именно нетрадиционные методы обучения, к числу которых относится развивающее, проблемное и программированное. Исследования последних лет убеждают нас в том, что традиционные методы обучения формируют внешние учебные мотивы. Если же педагог ставит своей целью формирование познавательных мотивов, то использование нетрадиционных методов необходимо. В данной статье мы наиболее подробно рассмотрим проблемное обучение.
Проблемное обучение как технология получила широкое распространение. На сегодняшний день известно несколько подходов к определению понятия «проблемное обучение». Общим критерием при объяснении данного термина является то, что все они представляют проблемное обучение как тип обучения, которое ориентируется на развитие самостоятельности. По мнению Д.Л. Матухина проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, а затем их разрешение в процессе совместной деятельности обучающихся и обучающих при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последних, направляющих деятельность обучающихся [4, 73].
Данное определение может быть дополнено мнением В. Оконя, изложенного в книге «Основы проблемного обучения». Автор отмечает, что успешность достигаемых результатов в обучении напрямую связана со стремлением учащихся к открытию нового [5].
Многие отечественные психологи, среди которых мы можем назвать Т.В. Кудрявцева, З.И.Калмыкову, занимались разработкой психологических основ проблемного обучения. Модель проблемного обучения может выглядеть следующим образом: ученики получают конкретную познавательную задачу, после чего они самостоятельно осуществляют поиски решения. Подразумевается, что перед учениками ставятся проблемы и задачи, с которыми они ранее не были знакомы. Проблемное обучении представляет собой обучение через деятельность, деятельность именно самих учащихся. Роль учителя в данном случае заключается в пассивном наблюдении или помощи по необходимости. Учащиеся самостоятельно строят гипотезы, проводят эксперименты, доказывают или опровергают свои предположения. Согласно мнению Т.А. Бабичевой высшая степень проблемности проявляется в учебных ситуациях, в которых учащиеся самостоятельно ставит перед собой проблему и в ходе некоторых манипуляций находит решение [1, 34].
И. Я. Лернер, активно занимающийся изучением технологии проблемного обучения, считал, что уместность применения технологии проблемного обучения непосредственно связана с учебным материалом [3]. Нецелесообразно строить обучение только на основе проблем и задач, необходимы тренировочные и контрольные задания, способствующие усвоению учебного материала. По мнению методистов, наиболее подходящей структурой учебного процесса является комбинация традиционных и нетрадиционных методов. Кроме того, ученый утверждал ,что само по себе проблемное обучение не должно становиться единственной и преобладающей системой, т.к. по его мнению самостоятельно пройти весь путь познания окружающего мира, которое человечество проходило тысячелетиями, учащиеся не смогут.
Итак, в основе технологии проблемного обучения лежит проблемная ситуация, которая представляет собой начальный момент мышления. По определению А.А.Вербицкого, проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение, возникающие при невозможности объяснить некоторое явление [2]. Проблемные ситуации активизируют творческую и мыслительную деятельность людей. Главным составляющим компонентом проблемной ситуации является неизвестное.
Говоря об успешности применения технологии проблемного обучения, следует обратить внимание на условия ее создания: создание системы познавательных трудностей у учащихся; обеспечение их совокупностью знаний по содержанию проблемной ситуации; формирование у учащихся операционных умений решения проблемных задач. Соблюдение всех этих условий способствует развитию личности учащегося и усвоению знаний.
Учеными было выделены виды проблемного обучения. Ниже приводим классификацию М. Н. Скаткина, которая величает в себя следующее:
- проблемное изложение знаний;
- привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний;
- исследовательский метод обучения[6].
Проблемная ситуация может быть задана разными способами, однако все они так или иначе должны быть направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Приемы создания проблемных ситуаций могут включать в себя следующие:
- создание учителем противоречия и самостоятельный поиск учащимися способа его разрешения;
- обсуждения вопроса с разных точек зрения;
- побуждение учащихся к анализу, сравнению, обобщению изученных или только что открытых событий;
- постановка вопросов, связанных с обобщением, конкретизацией, логическим объяснением материала;
- постановка теоретических и практических задач [10, 231].
Использование проблемного обучения в образовательной деятельности ведет к тому, что происходит изменение роли и функции учащихся и учителя. Учитель не дает готовые знания ученику, а поощряет его познавательную активность, стимулирует его личностный рост, создавая при этом необходимые условия для совершенствования навыков, обнаружения проблем, постановки гипотез и решения задач. Важно отметить, что проблемное обучение является личностно-ориентированным.
Таким образом, можно прийти к выводу, что проблемное обучение является одной из наиболее эффективных технологий в методике современного обучения, при этом проблемное обучение не является самоцелью. Создание проблемных ситуаций активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, что благоприятно сказывается на личности учащегося, его подготовленности к реальной жизни.
Литература
- Бабичева Т.А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — № 6. — С. 12-17.
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 207с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.: Знание, 1976. – 64с.
- Матухин, Д.Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению / Д.Л. Матухин // Вестник ТГПУ. — 2012. — №4(119). — С.104.
- Оконь, В. (1990) Введение в общую дидактику: [пер. с польск.]. М., 1990. — 383с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 –е изд . — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
- Цукерман, Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеоза- писям уроков. Ч. 3 / Г. А. Цукерман. – М. : АПКиППРО, 2005.
- Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 256с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989.