Пчелинцев Г.М., Кочубей Е.И.
НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий ИМСИТ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ В РОССИИ
Аннотация
В настоящее время в России нефтеперерабатывающая промышленность в целом находится в состоянии кризиса, а в технологическом плане стагнирует, происходит это по целому комплексу факторов, обуславливающих основные проблемы данной отрасли. Россия не имеет четко сформулированной стратегии или цели в области модернизации нефтеперерабатывающего процесса, значительно отстает по большинству показателей развития данной отросли в сравнении с ведущими развитыми странами. Из-за технологически устаревшего оборудования нефтеперерабатывающих заводов значительно увеличивается расход электроэнергии, а значит и себестоимость конечного продукта. В статье проанализированы основные направления и перспективы развития и решения проблем российской нефтеперерабатывающей промышленности.
Ключевые слова: нефтеперерабатывающая отрасль, нефть, нефтеперерабатывающий завод, коэффициент полезного действия.
Keywords: oil refining industry, oil refinery, efficiency.
Одной из самых серьезных проблем нефтяной отрасли в России является низкое качество нефтепродуктов, которые зачастую не соответствуют таким стандартам как ЕС
«Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» соответственно, развитые страны попросту не имеют желания покупать нефтепродукты такого низкого качества. Исходя из этого российские нефтяные компании экспортируют сырье, а не сам продукт. Расположение нефтеперерабатывающих заводов так же необходимо оптимизировать, большинство из них находятся на значительном расстоянии от морских баз, что значительно осложняет экспорт и вносит дополнительные расходы на транспортировку.
Существуют становятся популярными мини-нефтеперерабатывающие заводы, где происходит первичная переработка мизерных объемов производства, естественно там используются максимально неквалифицированные методы переработки, что не просто вносит суррогат на рынок, но и усугубляет экологическую ситуацию в регионах нашей страны. Заводы изношены и давно не модифицировались, так согласно данным статистики 70% установок были построены более тридцати лет назад и лишь 15% НПЗ функционируют не более пятнадцати лет, в отличии от развитых стран, где используют интенсивные методы развития нефтеперерабатывающей отрасли, отечественные нефтяники предпочитают исключительно экстенсивный, обуславливая это большим количеством крупных месторождений, естественно и технологии переработки являются весьма устаревшими. Отживающие свой век НПЗ не только расходуют больше электроэнергии чем современные, они еще и имеют в разы меньший КПД, для сравнения коэффициент полезного действия нефтеперерабатывающих заводов РФ не превышает 60%, в то время как в Европе составляет примерно 90% . Так же пока Россия не в состоянии самостоятельно обеспечить переработку нефти без использования импортных катализаторов, производство которых налажено, но по сравнению с зарубежным незначительное и занимает шестидесятое место в мире по производству.
Исходя из данных проблем, основная прибыль российских нефтяных компаний образуется на внутреннем рынке, причем цена на топливо увеличивается с каждым годом без должного улучшения качества, связано это с тем, что политика взимания акцизов и налоговых пошлин не предусматривает собой контроль качества и соответственно никак не стимулирует нефтеперерабатывающие заводы делать действительно качественный продукт, так же высокооктановый бензин обложен дополнительным налогом, что заставляет производителей экономить на его производстве и получать его путем смешивания низкооктанового бензина с присадкой для повышения октанового числа, что естественно не может положительно сказаться на его качестве. Так весной 2018 года нефтяные компании договорились с государством о прекращении подъема цен, фактически их заморозку в обмен на снижение акцизов и компенсацию за внутренние поставки топлива, этот договор держался вплоть до 24 октября 2018 года, в этот день нефтяники заявили о том, что АЗС работают в убыток себе и цены надо повышать, государство приняло решение начиная с 1 января 2019 года повысить акциз на топливо, что в свою очередь поднимет цену горючего.
Рациональное использование нефти и в последующем нефтепродуктов является стратегической задачей для России, проблемы такого масштаба должны обращать на себя должное внимание, ведь от состояния внутреннего нефтяного рынка можно сказать в своей степени зависит даже уровень жизни населения, так для того что бы соответствовать рамкам «Энергетической стратегии России до 2020 года» необходимо: поднять качество нефтепродуктов вплоть до соответствия стандарту «Евро-5»; при постройке новых НПЗ учитывать его географическое положение; модернизировать устаревшие НПЗ, поднять КПД до европейских стандартов; усовершенствовать технологию производства и увеличить объем выпускаемых катализаторов, начать использовать интенсивный метод развития нефтеперерабатывающей отрасли.
Таким образом, основными проблемами российских НПЗ являются логистика и нехватка вторичных мощностей, в настоящее время средний российский НПЗ, который находится в центральной России проигрывает в доходности европейскому около 83$ за тонну продукции, кроме того свою роль играет высочайший уровень транспортных издержек на доставку продукции нефтепереработки, в итоге один только процесс экспорта нефтепродуктов из России дороже экспорта из Европы на 50$ за тонну продукта. Проблемы такого масштаба могут решиться только путем большой технологической реформы и применения интенсивного метода развития отрасли, только при при этих условиях Россия сможет выйти на достойный своей территории и залежами полезных ископаемых уровень.
Литература:
- Пущик Е., Пириев Н. Долгий путь к качественному бензину// Нефть России. 2012. No3.
- Российская нефтепереработка : векторы развития // Деловая Россия: промышленность, транспорт, социальная жизнь. 2013. № 7.
- Выгон Г . и др . Система «60-66-90-100» и сценарии развития нефтепереработки в России. – М.: Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, 2013.