Вахрушева А.В.1, Ященко С.Г.2
1Студент, 2к.м.н., доцент кафедры гигиены общей с экологией.
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО
«КФУ им. В.И. Вернадского»
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ
Аннотация
В связи разнообразием детских игрушек на потребительском рынке и прогрессивным развитием их производства, достаточно остро стоит проблема адекватного их использования: соответствие их качества нормам, регламентированным в официальных документах, возрастной категории ребёнка, следование правилам ухода за детскими игрушками в домашних условиях, а также проблема использования гаджетов. В работе проанализированы результаты опроса 144 родителей обоих полов, имеющих детей разных возрастных групп.
Ключевые слова: гигиена детей и подростков, детские игрушки, гаджеты, уход за детской игрушкой
Keywords: hygiene of children and adolescents, toys, gadgets, toy care
Введение. В последние годы стремительно развивается производство детских игрушек. Они многообразны по своему внешнему виду и структуре, функциональному назначению, принадлежности к возрастной категории, а также по качественным, химическим, физическим характеристикам и степени безопасности. Согласно определению [3] игрушка – продукция, предназначенная для использования детьми в возрасте до 14 лет для игровых целей. Учитывая разнообразие детских игрушек на данном этапе, нами была поставлена цель исследования: анализ адекватности использования современных игрушек, включая электронные устройства (гаджеты). Для достижения поставленной цели мы разработали анкету, при помощи которой провели опрос у 144 человек имеющих детей. Респонденты были поделены на группы по возрасту (до 30 лет, старше 30 лет), полу, количеству детей (1 ребёнок, 2 ребёнка, 3 и более детей) и возрасту детей (до 3-х лет, 3-5 лет, 5-7 лет). Всего анкетируемых родителей в возрасте до 30 лет – 46 человек (31,9%), старше 30 лет – 98 человек (68,1%).
Анкета включала в себя вопросы, сгруппированные следующим образом:
- Место приобретения и качество детских игрушек. Самодельные игрушки.
- Соответствие приобретённых детских игрушек возрастной категории, осведомлённость родителей о значении возрастного ограничения для детских товаров.
- Проблема использования гаджетов в качестве детской игрушки, осведомлённость родителей о вреде гаджетов для здоровья детей.
- Хранение и обработка детских игрушек в жилых помещениях. Детские игрушки как источник распространения инфекции.
Немаловажную роль играет место приобретения детских игрушек, так как многие детские товары, купленные заграницей, полученные «с рук» или приобретённые в местах нелегальной продажи, зачастую не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, утверждённым в Российской Федерации. Также это касается и детских игрушек, которые без сертификата качества попадают на прилавки продавцов, зачастую не имеющих лицензии на продажу. Поэтому очень важно, чтобы родители при покупке детских игрушек интересовались официальными документами, подтверждающими качество данного товара.
В результате проведённого анкетирования было выяснено, что 46% (66) родителей, независимо от их возраста, приобретают детские игрушки в разнообразных местах, предложенных в качестве вариантов ответа: от специализированных детских магазинов и универмагов до рынков, а также получают от знакомых/друзей и «по наследству». Из таблицы 1 видно, что среди молодых родителей 35% (16 человек) ответило, что приобретают детские игрушки «на рынке, в универмагах и других магазинах», а среди родителей старше 30 лет 35% (34 человека) покупают игрушки в специализированных детских магазинах.
Таблица 1
Сравнительный аспект ответов родителей, сгруппированных по возрастам на вопрос «Место приобретения детской игрушки»
Где Вы приобретаете детские игрушки? | Возраст родителей (количество человек) | |||
1. До 30 лет | 2. Старше 30 лет | Общий итог | Общий итог в % | |
1. Только в специализированных детских магазинах | 10 | 34 | 44 | 31% |
2. На рынке, в универмагах и других магазинах | 16 | 13 | 29 | 20% |
3. Большая часть игрушек перешла «по наследству» или от друзей/знакомых | 2 | 3 | 5 | 3% |
4. Всё из выше перечисленного | 18 | 48 | 66 | 46% |
Всего родителей | 46 | 98 | 144 | 100% |
Требования к гигиенической, социальной и психолого-педагогической безопасности регламентированы действующим законодательством (Федеральные законы, письмо Министерства Образования РФ, ГОСТы, технический регламент таможенного союза, инструкции и другие) [2, 3, 4, 9, 11]. Так, требования гигиенической безопасности включают в себя органолептические, физические, санитарно-химические, токсиколого-гигиенические и микробиологические показатели. Если детская игрушка соответствует всем вышеперечисленным требованиям и прошла различные экспертизы с подтверждением о соответствии, то к ней прилагается сертификат соответствующего образца. Также такая игрушка обязательно должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза [11].
Большая часть родителей при покупке детских товаров никогда не спрашивает сертификат или лицензию качества (54%), очень редко – 31% и всего лишь 2% анкетируемых – всегда (родители старше 30 лет, p<0,05), остальные не считают нужным (рис. 1). 82% (119) родителей перед покупкой обязательно проверяют состояние упаковки, материал, из которого изготовлена детская игрушка, и её качество независимо от возраста их детей, p<0,05 (таблица 2).
Рисунок 1. Диаграмма «Спрашиваете ли родители лицензию, сертификат качества при покупке детских игрушек»
Таблица 2
Сравнительный аспект ответов родителей, сгруппированных по возрастам на вопрос «Обращаете ли Вы внимание на качество игрушки (из какого материала она изготовлена) и на её состояние?»
Обращаете ли Вы внимание на качество игрушки (из какого материала она изготовлена) и на её состояние? | Возраст родителей (кол-во родителей) | Возраст детей | |||||
1. До 30 лет | 2. Старше 30 лет | Общий итог | Общий итог в % | Дети до 3 лет | Дети 3-5 лет | Дети 5-7 лет | |
1. Обязательно | 37 | 82 | 119 | 82% | 55 (87%) | 35 (92%) | 56 (78%) |
2. Очень редко | 9 | 15 | 24 | 17% | 8 (13%) | 3 (8%) | 15 (21%) |
3. Никогда | 1 | 1 | 1% | — | — | 1 (1%) | |
Общий итог | 46 | 98 | 144 | 100% | 63 (100%) | 38 (100%) | 72 (100%) |
Детские игрушки оказывают влияние на интеллектуальное, эмоциональное развитие ребёнка, являются предметом и средством познания окружающего мира и становления таких познавательных процессов, как внимание, мышление, воображение, память. Все детские игрушки, которые направленны на серийное производство в Российской Федерации, подвергаются обязательной психолого-педагогической экспертизе [8]. Очень высокую педагогическую ценность имеют игрушки, для которых характерны полифункциональность; дидактические свойства, то есть возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой; пригодность игрушки к использованию группой детей; а также высокий художественно — эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, которые приобщают ребёнка к миру искусства и народному творчеству [1, 9]. Исходя из этого очень важно, чтобы детские игрушки были гармоничны с возрастом ребёнка, отвечали потребностям его нервно-психического, умственного и физического развития [1, 9].
Среди различных классификаций детских игрушек выделяют классификацию по возрастной категории:
1) Игрушки для детей раннего возраста (до 3 лет). Включают в себя игрушки для периода новорождённости, грудного и преддошкольного возраста. Для детей этого периода характерно активное развитие и становление нервно-психической деятельности [1, 6, 7]. В соответствие с этим игрушки для новорождённых и детей грудного возраста должны быть яркими, желательно однотонными, простыми по форме: обычные погремушки в форме кольца, шара и т.д., погремушки-прорезыватели, небольшие мягкие игрушки, разнофактурные развивающие игрушки, игрушки-карусели и другие. Для детей преддошкольного возраста необходимы игрушки, способствующие активному сенсорному и физическому развитию ребёнка: игрушки должны быть разнообразны по цвету, форме фактуре. Игра таких детей уже носит сюжетный характер, появляются элементы ролевой игры, поэтому для этого возраста необходимы пирамидки, конструкторы, не содержащие мелкие детали, фигурки животных, птиц, куклы, развивающие коврики, игрушечная посуда, продукты, машинки, музыкальные игрушки, игрушки-каталки и так далее [1, 7, 8, 9].
2) Игрушки для детей дошкольного возраста (4-6 лет). Игрушки для детей этой возрастной категории отличаются своим многообразием: игрушечная посуда, продукты и кухонная техника, игрушечное оружие, игрушечные кассовые аппараты и предметы бытовой техники и ухода за домом, куклы и различные кукольные принадлежности, музыкальные инструменты, – всё необходимое для полноценной сюжетной, ролевой игры как для мальчиков, так и для девочек. Также детей привлекают настольные развивающие игры, оригами, лепка, уличные игры и т.д. [1, 8, 9].
3) Игрушки для детей школьного возраста (7-14 лет). В этот период качественно изменяется восприятие окружающего мира, воображение, воля и сознание детей. Происходит утверждение его моральных качеств и становление ребёнка как личности в социуме. Детей всё больше привлекают сложные настольные игры, шахматы, шашки, лото, гаджеты, радиоуправляемая техника, гаджеты, компьютерные игры, музыкальные инструменты, уличные игры, а также различные сюжетные игры [1, 8, 9].
По результатам анкетирования установлено, что большая часть родителей знает, для чего существуют возрастные ограничения для детских игрушек (рис. 2).
Рисунок 2. Диаграмма «Знают ли родители, для чего созданы возрастные ограничения для детских игрушек».
Однако из таблицы 3 видно, что только 32% родителей всегда обращают внимание на указанный на упаковке возраст, для которого соответствует данная игрушка, а 27% иногда покупают детские игрушки по требованию ребёнка, несмотря на несоответствие игрушки его возрастной категории.
Таблица 3
Сравнительная оценка ответов «Соответствие детской игрушки возрастной категории ребёнка»
Соответствуют детские игрушки Вашего ребёнка его возрастной категории? | Возраст родителей | Общий итог в % | ||
1. До 30 лет | 2. Старше 30 лет | Общий итог | ||
1. да, всегда обращаю внимание на указанный на упаковке возраст | 15 | 30 | 45 | 32% |
2. нет, не считаю это необходимым | 1 | 5 | 6 | 4% |
3. есть игрушки, которые не соответствуют возрасту ребёнка | 18 | 35 | 53 | 37 |
4. Иногда покупаю определённые игрушки по требованию ребёнка, которые могут не соответствовать его возрасту | 12 | 27 | 39 | 27% |
Общий итог | 46 | 97 | 143 | 100 |
Детские игрушки, предназначенные для детей до 3-х лет не должны в себе иметь мелкие детали, которые могут привести к аспирации, а также попасть в желудочно-кишечный тракт, или детали и сама игрушка должны быть таких размеров, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути [11]. Так, 36% родителей, у которых дети в возрасте до 3-х лет, не дают им играть с игрушками, содержащими мелкие детали, а 54% родителей – только под присмотром (см. таблицу 4).
Таблица 4
Сравнительная оценка ответов «Использование детских игрушек, содержащих в себе мелкие детали»
Играет ли Ваш ребёнок с игрушками, которые содержат в себе мелкие детали? | Возраст родителей | Общий итог в % | Дети до 3 лет, % | ||
1. До 30 лет | 2. Старше 30 лет | Общий итог | |||
1. нет | 15 | 15 | 30 | 21 | 23 (36%) |
2. да, только под присмотром | 26 | 50 | 76 | 53 | 34 (54%) |
3. да, играет без присмотра | 5 | 33 | 38 | 26 | 6 (10%) |
Общий итог | 46 | 98 | 144 | 100 | 63 (100%) |
Несмотря на то, что у большинства респондентов дети играют в игрушки с мелкими деталями только под их присмотром (таблица 4), по статистическим данным ГБУЗ РК «Республиканской детской клинической больницы» за последний 2018 год в Республике Крым установлено 136 случаев эндоскопий на инородные тела в организме ребёнка: бронхоскопии – 31 случай и эзофагогастродуоденоскопии – 105 случаев. В таблице 5 видно: из всех бронхоскопий (223 процедур) в 13,9% случаев были обнаружены инородные тела в верхних дыхательных путях ребёнка, а из всего количества проведённых ЭФГДС (3017 процедур) в 3,5% случаев были обнаружены инородные тела в ЖКТ ребёнка. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что контроль над детьми, которые играют с игрушками, содержащими в себе мелкие детали недостаточен, на что необходимо обращать особое внимание во время просветительской беседы педиатра с родителями.
Таблица 5
Количество эндоскопий, проведённых за 2018 год в ГБУЗ Республики Крым «Республиканская детская клиническая больница»
Эндоскопии | Количество | Инородные тела | Инородные тела, % |
ЭФГДС | 3017 | 105 | 3,5% |
Бронхоскопия | 223 | 31 | 13,9% |
Общее количество | 3319 | 136 | 4,1% |
В современном мире гаджеты стали неотъемлемой составляющей жизни человека. С помощью них люди общаются, работают, находят различную необходимую информацию, творят, развиваются и развлекаются. Гаджет (от англ. Gadget) – портативная техническая новинка с цифровыми технологиями. К гаджетам относят сотовый телефон, планшет, ноутбук, электронную книгу, часы, браслеты и так далее [10]. На сегодняшний день для детей гаджеты практически сравнялись с обычной игрушкой, поэтому детских психологов и педиатров остро волнует проблема использования гаджетов детьми: количество времени, которое ребёнок проводит за гаджетом и содержание просмотренного. В ходе многочисленных исследований было установлено, что раннее приобщение к цифровым устройствам приводит к следующим негативным последствиям: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой. По мнению Американской академии педиатрии гаджеты могут быть полезны для ребёнка, если он будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение [5]. Также по рекомендациям педиатров не следует давать гаджеты детям раннее 2-х лет, а максимальное время использования гаджеты должно быть не более 2 часов.
В ходе анкетирования установлено, что у 69% родителей (93 опрошенных) ребёнок играет в гаджеты, при этом больше половины анкетируемых осведомлены о вреде гаджетов, однако дают своим детям ими пользоваться (59%). В таблице 6 видно: среди детей, играющих в гаджеты, большинство – дети старше 5 лет (76%). На рисунке 3 видно, что практически одинаковое количество детей до 3-х лет, которые используют и не используют гаджеты. Однако, 37% (53 опрошенных) родителей впервые дали гаджет своему ребёнку в возрасте 3-5 лет.
Рисунок 3. Гистограмма «Использование гаджетов детьми разной возрастной группы».
У большинства респондентов, как видно из рисунков 4 и 5, не зависимо от возраста их ребёнка, дети используют гаджеты менее трёх раз в день в среднем не более одного часа. В основном дети используют гаджеты для игр и просмотра мультфильмов (82%), однако у 18% родителей дети свободно используют смартфоны и планшеты, без определённой цели. Наряду с этим существуют принципы использования гаджетов детьми [5].
Рисунок 4. Гистограмма «Частота использования гаджетов»
Рисунок 5. Гистограмма «Средняя продолжительность использования гаджетов»
Известно, что игрушки могут быть источником передачи инфекции, поэтому очень важно знать о гигиенических требованиях использования детской игрушки. Необходимо тщательно проводить обработку игрушек, соблюдать условия эксплуатации и хранения игрушек [4]. В ходе анкетирования установлено, что 67% (88 опрошенных) родителей проводят обработку игрушек, из них больше половины (54%) стирают мягкие игрушки, почти 24% протирают игрушки влажной тряпочкой или смоченной в мыльно-содовом растворе, 4% используют обычные средства для уборки дома, а 19% опрошенных родителей вообще не проводят обработку детских игрушек. При этом 53% родителей обрабатывают игрушки менее 3-х раз в неделю, а 38% — только после гостей. На вопрос о месте хранения детских игрушек 54% (78 опрошенных) ответили «в специально отведённой таре», у 28% анкетируемых для детских игрушек в специально оборудованный детский уголок, шкафчики с закрывающимися дверцами, и у 6% нет отдельно отведённого места для хранения детских игрушек. Установлено, что 42% (61 опрошенных) родителей используют детские игрушки от момента их покупки до 3-х лет, 3-5 лет – 27%, а 31% (45 опрошенных) эксплуатируют детские игрушки более 5 лет, при этом у 3% анкетируемых большая часть игрушек перешла по наследству или от друзей/знакомых.
Вывод. Исходя из анализа полученных результатов анкетирования, можно сделать следующий вывод: необходимо проводить просветительскую работу среди родителей, которая должна включать в себя беседы о месте приобретения детской игрушки, важности наличия сертификата при покупке и маркировки на упаковки, что свидетельствует о качестве товара. Также необходимо обращать внимание на графическое условное обозначение возраста, для которого предназначена данная детская игрушка, так как игрушки должны отвечать потребностям нервно-психического, умственного и физического развития ребёнка. При использовании игрушек, содержащих в себе мелкие детали родители должны усилить свой контроль над ребёнком или не использовать для игры такие игрушки, так как достаточно высокий процент обращения в больницу с инородными телами в верхних дыхательных путях и желудочно-кишечном тракте. В просветительской работе должен быть обязательно освещён вопрос об опасности для здоровья ребёнка бесконтрольного доступа детей к гаджетам, так как большинство родителей, зная об их вреде, дают ребёнку ими пользоваться, пренебрегая его здоровьем, а 17% родителей не считают их опасными. Обращает на себя внимание использование детьми гаджетов без родительского контроля, по своему желанию и целый день (около 26% опрошенных родителей считают это приемлемым). Также необходимо обратить особое внимание на осведомлённость родителей о гигиенических требованиях эксплуатации детских игрушек: 33% опрошенных родителей не интересовались или не знают, что грязные детские игрушки могут служить источником передачи инфекции, 47% родителей не обрабатывают детские игрушки, принесённые в дом с улицы, а 33% (56 опрошенных) вообще не обрабатывают детские игрушки, которые хранятся дома.
Литература
- Васильева. Е.И. Нервно-психическое развитие детей: учебно-методическое пособие для студентов. — Иркутск: ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012. — 32 с.
- ГОСТ 30782-2001 «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ИГРУШКИ. Общие требования безопасности и методы испытаний. Графическое условное обозначение возраста. Toys. General safety requirements and methods of tests. Graphical symbol for age warning labelling» от от 01 июня 2006г. — МКС 97.200.50 01.080.30 — ОКСТУ 9630 9608 — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200042709
- ГОСТ IEC 62115-2014 «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ИГРУШКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ Требования безопасности Electric toys. Safety requirements» от от 01 января 2016 г. — МКС 13.120 97.200.50 — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200119847
- ГОСТ Р53906-2010 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИГРУШКИ Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства Toys. General safety requirements and test methods. Mechanical and physical properties» от от 01 января 2012г. — ОКС 97.200.50 — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53906-2010
- Дети и гаджеты: правила пользования // http://lib.komarovskiy.net URL: https://clck.ru/G55FJ (дата обращения: 27.04.2019).
- Комаровский Е.О. Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. — Харьков: КЛИНИКОМ, 2010. — 400 с., 44-51.
- Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. — 3 издание, доп. изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 704 с, 100-137.
- Методика психолого-педагогической экспертизы // http://www.psytoys.ru URL: https://clck.ru/B4Z2w (дата обращения: 27.04.2019).
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» от 17 мая 1995 года № N 61/19-12
- Словарь бизнес-терминов // https://dic.academic.ru URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/16932 (дата обращения: 27.04.2019).
- ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 008/2011 «О безопасности игрушек» от от 23 сентября 2011г. — № 798. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/G55Ch