Султанова Р.Ю.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный
ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, присущие коммерциализации научно- технических разработок, обозначены ключевые направления развития коммерциализации инноваций в нашей стране.
Ключевые слова: инновации, коммерциализация, научно-технические разработки, предприятие, продукция.
Keywords: innovations, commercialization, scientific and technical developments, enterprise, products.
Одна из важнейших задач, обозначенная в стратегии развития России до 2020 года – создание конкурентоспособной продукции. Ключевой фактор конкурентоспособности компании, региона, страны – это высокая инновационная активность.
Одним из приоритетов государственной политики в сфере развития инноваций стало создание системы господдержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Так как бизнес слабо заинтересован в инновациях, государству принадлежит роль основного игрока в данном направлении.
Ситуация, складывающаяся на рынке характеризуется тем, что инновации появляются, однако до конечного потребителя доходят лишь единицы. Стоит отметить, что иностранные компании интересуются разработками российских ученых и успешно их коммерциализируют. Одна из ключевых проблем российского рынка инноваций – это отсутствие связующего звена между исследователями и компаниями.
Коммерциализация результатов инновационной деятельности представляет собой процесс трансформации знаний в интеллектуальный капитал, трансформации нематериальных активов в материальные превращения интеллектуальной собственности в конкурентоспособный продукт, который приносит прибыль владельцу авторских прав. Коммерциализация возможна на базе создания эффективной бизнес-модели, способствующей привлечению рисковых инвестиций для вывода на рынок, и успешных продаж инновационных разработок.
Цель коммерциализации – генерирование максимального денежного потока в оптимальные сроки, благодаря которому окупаются инвестиции, и инновационный бизнес развивается в долгосрочной перспективе.
В результате анализа практики коммерциализации научно-технических разработок были выявлены следующие ключевые проблемы:
- неготовность большей части научно-технических разработок к процессу коммерциализации. Среди которых бывают: незавершенные исследования, прекратившиеся из-за отсутствия финансирования; в случаях наличия экспериментального образца, демонстрирующего основные свойства технологии, но не проведена ее полная экспериментальная обработка;
- низкая степень патентной культуры и слабая заинтересованность в защите объектов интеллектуальной собственности разработчиков инноваций. Представляемые технологии зачастую имеют недостаточную патентную защиту, что обуславливает понижение их конкурентоспособности и привлекательности;
- изолированность науки от бизнеса, непонимание большинством разработчиков механизмов работы рынка интеллектуальной собственности. Новаторы часто воспринимают коммерциализацию технологии как поиск финансовых средств для продолжения исследований, игнорируются интересы инвесторов;
- отсутствие доверия между учеными и бизнесом, различия во взглядах на цели и задачи применения технологии, имеющихся рисков, окупаемости, получаемого дохода от внедрения технологии;
- сложность оценки коммерческого потенциала разработанной технологии, отсутствие комплексной информации по используемым и новейшим технологиям;
- слабое развитие инновационной инфраструктуры;
- пробелы в законодательстве,
- ограниченный доступ к финансовым ресурсам и слабая государственная поддержка [1].
В нашей стране при создании инноваций не учитывается реальный спрос на них. Рыночные институты поддержки инновационной деятельности находятся лишь на начальном пути своего развития. В России очень мало реально действующих бизнес- ангелов и венчурных фондов.
Стоит выделить основных участников процесса коммерциализации инноваций, задействованных в отечественной инновационной системе:
- Отечественная промышленность. Промышленные компании являются основными разработчиками и потребителями инноваций, так как в условиях нарастающей борьбы ими движет желание превзойти конкурентов;
- Международная промышленность. Международные компании могут играть две ключевые роли в процессе коммерциализации научно-технических разработок: роль покупателей отечественных технологий; роль поставщиков технологий российским предприятиям;
- Потребители. В качестве потребителей выступают конечные пользователи инновационной продукции;
- Государство. Правительство страны выступает в роли заказчика инновационной продукции в целях реализации своих функций по обеспечению безопасности государства и решения социальных и некоторых других проблем. Механизм коммерциализации реализуется посредством правительственных закупок, когда имеется госзаказ на инновационную продукцию;
- Университеты и государственные исследовательские институты. Университеты стали заниматься предпринимательской деятельностью, создавая собственные малые предприятия для коммерциализации результатов исследований;
- Посреднические организации, которые занимаются продвижением разработок на рынок. К ним относятся: организации, занимающиеся лицензированием и патентованием, консалтингом, маркетингом, бизнес-инкубаторы, и т. д.
Ключевыми направлениями развития коммерциализации инноваций в России должны быть:
- диверсификация инноваций;
- снижение оттока квалифицированных специалистов за рубеж;
- консолидация связей между предприятиями, университетами и исследователями;
- формирование условий по поддержке инновационного предпринимательства;
- изучение и внедрение передового международного опыта;
- обучение основам коммерциализации инноваций студентов-технарей;
- развитие государственно-частного партнерства [2].
Анализ международного опыта показывает, что большинство университетов трансформировались в крупнейшие научно-исследовательские центры, консолидировав значительное количество промышленных и исследовательских организаций.
Внедрение, развитие и использование новых технологий нацелено на ускоренное технологическое развитие секторов экономики, импортозамещение иностранной продукции и увеличение экспортного потенциала передовых отечественных отраслей промышленности. Чтобы создать такие производства и распространить их необходимы как развитые наука, производство, потребители продукции, финансовые ресурсы, благоприятные социальные условия, так и стимулы, мотивирующие людей создавать и внедрять инновации.
Литература:
- Беляков Р. А. Беляков А. А. Проблемы разработки и коммерциализации технологий в России.
- Яроцкая Е. В. Криворучко Е. П. проблемы и специфика коммерциализации инноваций в России на современном этапе развития.