ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Сабырова К.Ж.
Д.ю.н., и.о. профессора, Кыргызский государственный юридический университет

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация

В статье автором проведен анализ действующего законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения национальной безопасности, а также рассмотрены проблемы правового обеспечения отдельных видов национальной безопасности.

Ключевые слова: безопасность; виды национальной безопасности; законодательство; национальная безопасность; правовое обеспечение безопасности.

В Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы указано, что в 2040 году Кыргызстан – это страна с безопасной средой для жизнедеятельности человека, обеспечивающей состояние физической защищенности общества и его стабильное социально-экономическое развитие, устойчивая к внешним и внутренним негативным воздействиям политического, экономического, социального, военного, техногенного, информационного, экологического и иного характера, основанная на принципах раннего предупреждения возникающих рисков и угроз для человека, общества и государства [1].

Правовые основы обеспечения национальной безопасности являются одним из элементов обеспечения эффективного функционирования системы национальной безопасности Кыргызской Республики на современном этапе ее развития.

Законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности является составной частью основных элементов системы национальной безопасности, которую образуют органы государственной власти Кыргызской Республики, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законом.

В Кыргызстане принята Концепция национальной безопасности — официально принятая система взглядов и идей по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности на длительный период[2].

Правовую основу обеспечения национальной безопасности составляют Конституция Кыргызской Республики[3], Закон Кыргызской Республики от 26 февраля 2003 года № 44 «О национальной безопасности[4], законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие отношения в области безопасности, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика[5].

Закон Кыргызской Республики «О национальной безопасности», определяет систему национальной безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения национальной безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В данном законе указано, что национальная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного, военного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства[4].

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов национальной безопасности в Кыргызской Республике разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере национальной безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В Концепции содержится следующее определение «национальной безопасности – это гарантированное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и

государства от внешних и внутренних угроз[2].

Анализ законодательства Кыргызской Республики показал, что в нормативно-правовых актах Кыргызской Республики содержатся следующие виды безопасности: региональная; энергетическая, коллективная, пограничная, экономическая, продовольственная, информационная, военная, общественная, радиационная, биологическая, промышленная, и демократическая безопасность. Остановимся на раскрытии некоторых вышеуказанных из них, закрепленных в законодательстве Кыргызской Республики.
Обеспечение продовольственной безопасности Кыргызской Республики как неотъемлемой и важной составной части национальной безопасности государства установлены в Законе Кыргызской Республики от 4 августа 2008 года № 183 «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики [6]».

Под продовольственной безопасностью Кыргызской Республики понимается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость республики и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для населения в соответствии с установленными минимальными нормами потребления продуктов питания. Продовольственная безопасность является одной из составных частей экономической безопасности государства. Однако правовое обеспечение экономической безопасности Кыргызской Республики остается в зачаточном состоянии.

Важной мерой в обеспечении приоритетов государства является формирование необходимой правовой базы экономической безопасности страны и гарантирование исполнения законов. Важнейшей функцией государства является разработка государственной концепции экономической безопасности, без которой реформирование экономики приобретает хаотичный, бессистемный характер. На реализацию данной концепции должны быть направлены все приоритеты государства. Концепция экономической безопасности должна быть ориентирована на поддержание достаточного уровня жизни населения и обеспечение социальной стабильности общества, она должна давать систему ориентиров для политики, адекватное понимание как системы внутренних и внешних угроз, так и необходимых путей их предупреждения и ликвидации. При внедрении концепции экономической безопасности Кыргызской Республики необходимо учитывать основные стратегические направления, реализация которых может привести к увеличению основных показателей развития экономики и к улучшению экономической, а в целом и национальной безопасности страны[7].

Одной из глобальных проблем не только в Кыргызстане, но и во всем мире остаётся вопрос обеспечения экологической безопасности. В целях охраны окружающей среды, установления общих требований к обеспечению экологической безопасности при проектировании и осуществлении деятельности на объектах хозяйственной и иной деятельности для процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» был принят Закон Кыргызской Республики от 8 мая 2009 года № 151 «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности [8].

Правовые отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды от вредного воздействия источников ионизирующего излучения определены в Законе Кыргызской Республики от 17 июня 1999 года № 58 «О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики» [9]. Согласно ст. 1 «радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Радиационная безопасность является составной частью безопасности личности, общества, государства и обеспечивается за счет осуществления комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медицинского, воспитательного и образовательного характера.

Очевидные недостатки существующего положения в сфере безопасности проявились в противодействии коррупции, которую определили в Концепции национальной безопасности, принятой в 2012 году в качестве одной из главных угроз. И, 8 августа 2012 года был принят Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции[10]», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации, ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Он также направлен на обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики, защиту прав и свобод граждан и общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции.

В целях обеспечения национальной (общественной) безопасности Кыргызской Республики, правовые основы определения и регулирования стратегических объектов установлены в Законе Кыргызской Республики от 23 мая 2008 года № 94 «О стратегических объектах Кыргызской Республики[11]». Стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития общества, владение, (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Кыргызской Республики.

Одной из важнейших составляющих, призванных обеспечить гарантии национальной безопасности является защита государственных секретов. Правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, системы их защиты, отношения, связанные с засекречиванием и рассекречиванием таких сведений, а также иной деятельности в сфере государственных секретов в интересах национальной безопасности регулируются Законом Кыргызской Республики от 15 декабря 2017 года № 210 (15) «О защите государственных секретов Кыргызской Республики[12]».

Пожары, как одно из самых разрушительных явлений, влекут за собой человеческие жертвы, значительный, а иногда и невосполнимый ущерб окружающей природной среде и человеческой цивилизации, его материальным и духовным ценностям. Возникающие новые угрозы обществу от пожаров заставляют постоянно искать новые, более современные пути и способы профилактики пожаров, успешного их тушения и минимизации вредных последствий. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, при¬нимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответ¬ствии с законодательством Кыргызской Республики.

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности являются Законы Кыргызской Республики «Об обеспечении пожарной безопасности [13] » и «О пожарной безопасности [14] «. Закон «Об обеспечении пожарной безопасности» направлен на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к продукции, объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В рамках одной статьи в виду ограниченности объема не представляется возможным отразить весь аспект исследуемой проблемы полностью. Новые угрозы и вызовы в сфере кибербезопасности, гибридные войны, экономические и торговые ограничения, взращивание террористических и экстремистских организаций внутри государств путём массированной идеологической обработки населения, особенно неграмотной молодёжи, и другие накопившиеся проблемы в этой сфере без серьёзных изменений в системе обеспечения национальной безопасности республики решить невозможно. Нужна соответствующая новым реалиям стратегия действий государства и общества по противодействию этим угрозам.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы нам отметить, что мы убеждены в необходимости принятия закона Кыргызской Республики «О безопасности», в котором были бы определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, безопасности личности, экологической, экономической, энергетической и иных видов безопасности, предусмотренных кыргызским законодательством. Также в данном нормативно-правовом акте необходимо конкретизировать границы понятия «национальной безопасности», полномочия и функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области безопасности.

Назрела необходимость также создания единой системы обеспечения национальной безопасности, начинающейся с государственного устройства, отвечающего национальным интересам, соответствующего уровня аналитической работы по выявлению на дальних подступах новых угроз безопасности, оперативной выработки и реализации мер по предупреждению и уменьшению их негативных последствий для отдельного гражданина, общества и государства в целом.

Литература:

  1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221. раздел 4.5 Безопасная страна
  2. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 18 февраля 2009 года № 115
  3. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года. В редакции Закона КР от 28 декабря 2016 года № 218.
  4. Закон Кыргызской Республики от 26 февраля 2003 года № 44 «О национальной безопасности». В редакции Законов КР от 13 октября 2008 года № 212, 25 ноября 2011 года № 222, 18 марта 2017 года № 46, 1 декабря 2017 года N 197 (2).
  5. В редакции Закона КР от 25 ноября 2011 года № 222
  6. Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 года № 183 «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики» (В редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 175, 20 февраля 2017 года № 28)
  7. Н.Х. Кумскова, М.В. Халилова. Проблемы национальной экономической безопасности Кыргызстана //Вестник КРСУ. 2015. Том 15. № 3 с.44
  8. Закон Кыргызской Республики от 8 мая 2009 года № 151 «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике». В редакции Законов КР от 1 марта 2012 года N 11, 8 июля 2019 года N 83
  9. Закон Кыргызской Республики от 17 июня 1999 года № 58 «О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики». В редакции Законов КР от 28 февраля 2003 года № 48, 1 августа 2003 года № 168, 28 марта 2014 года № 53.
  10. Закон Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года № 153 «О противодействии коррупции». В редакции Законов КР от 17 мая 2014 года № 70, 21 октября 2016 года № 169, 18 марта 2017 года № 46.
  11. Закон Кыргызской Республики от 23 мая 2008 года № 94 «О стратегических объектах Кыргызской Республики». В редакции Законов КР от 23 июля 2011 года № 125,18 марта 2017 года № 46
  12. Закон Кыргызской Республики от 15 декабря 2017 года № 210 (15) «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 2 ноября 2017 года
  13. Закон Кыргызской Республики от 7 июня 2016 года № 78 «Об обеспечении пожарной безопасности»
  14. Закон Кыргызской Республики от 17 июня 1996 года № 22 «О пожарной безопасности». В редакции Законов КР от 28 февраля 2003 года № 47, 14 июня 2005 года № 76, 30 декабря 2009 года № 319, 16 июня 2011 года № 49, 15 апреля 2017 года № 59, 18 мая 2017 года № 83