ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Манакова Ю.В.

Ставропольский государственный педагогический институт

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы использования информационных технологий на уроках информатики. Эффективность использования информационных технологий зависит от способов ее включения в учебную деятельность.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение, урок, образование.

Key words: information technologies, training, lesson, education

Научный руководитель: Погодина И.А.,

к.п.н.,  старший преподаватель кафедры математики и информатики

Ставропольский государственный педагогический институт

С информационными технологиями человечество встречается в повседневной жизни каждый день. Помимо коммуникативной компетентности уровень образованности обучающихся теперь определяется и информационной компетентностью. Если 10 лет назад компьютеры и гаджеты были в пользовании не у каждого школьника, то сегодня трудно найти обучающегося, у которого нет персонального компьютера и телефона. ХХI век пронизан нескончаемым потоком данных, которые идут отовсюду. Образование тоже не осталось в стороне и учителя уже не являются единственными источниками знаний для детей. Каждый обучающийся может найти необходимую информацию по теме урока, но не каждый из них сможет выделить оттуда главное [3]. Помимо пользы в Интернете дети могут найти сайты-ловушки, которые носят вредоносные вирусы, наткнуться на унижение, оскорбление и провокацию, зайти на запрещённые для детей сайты, найти недостоверные данные. Большую опасность для обучающихся представляет количество времени, которое было занято на поиск информации.  В силу отсутствия жизненного опыта школьники подвержены сильному влиянию потока данных, им трудно ориентироваться в большом количестве информации и систематизировать её. Учитель обязан помогать ребятам в этой проблеме. Ему необходимо объяснить детям, как правильно работать за компьютером, как пользоваться Интернетом, как систематизировать и пополнять знания, извлекая нужную информацию.

Также учителю необходимо ознакомить детей с положительными сторонами Интернета. Среди которых, личностное развитие, самообразование, самообучение, возможность общения с ребятами из других стран, возможность изучения иностранных языков, оперативность получения информации. Для детей принципиально важно почему «можно» и почему «нельзя». Они всегда задают вопрос, если им что-то непонятно. В этом случае учителю необходимо ответить на вопрос обучающегося компетентно, раскрыв полностью смысл[2]. Нельзя оставлять детей без знания пользования информационными технологиями. Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решение которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни,придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека [4]. В противном случае они начнут сами искать ответ, но не будут знать какая опасность может ожидать их в сети. На уроках информатики учителю необходимо создавать условия для динамичной мыслительной деятельности и самостоятельной работы, при которой каждый обучающийся будет стремиться к положительному результату, тем самым развивая свою мотивацию к учению [7].

Современный образовательный государственный стандарт регламентирует ценность овладения обучающимися коммуникативных и информативных компетентностей, которые необходимы им для обучения и взаимодействия с реальной действительностью. Для того, чтобы решить данную проблему — необходимо совершенствовать образовательный процесс.

Для этого нужно:

  • модернизировать традиционную систему предметного обучения;
  • интегрировать различные предметные области;
  • накапливать образовательные ресурсы;
  • освоение учителем и обучающимися современных информационных технологий;
  • организация личностно-ориентированного обучения [9].

Информационные технологии развиваются стремительно поэтому на уроке информатики следует вести с детьми системную работу. Учителю необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обучающиеся были заинтересованы в современных компьютерных технологиях [5].

Этапы развития информационных технологий:

  1. Ручной – изобретение письменности (наскальные рисунки, символы алфавита на пергаменте);
  2. Механический – появление книгопечатания (нанесение букв и знаков на бумагу при помощи печатной машинки);
  3. Электрический (ввод имеющихся данные на приёмное устройство, передача сигнала);
  4. Компьютерный (лазерная запись на CD диск, хранение данных на флеш-накопителе, магнитная запись на ленту или диск).

Процесс обучения информатике характеризуется использованием информационных технологий «компьютерного» этапа. Использование ИТ стоят на первом месте при обучении информатике. Рассматривая актуальность ступеней обучения, можно сказать, что информационные технологии на уроках дают возможность учителю наглядно показать информацию, а ребятам стать заинтересованными и проявлять активность. Учитель выступает в роли помощника, наставника.  Перед ребятами открываются двери в мир информатизации, которая стимулирует инициативность и мотивацию к учебной деятельности. Большинство детей нынешнего поколения обладают клиповым мышлением, поэтому использование информационных технологий может помочь им с этой проблемой. С применением ИТ процесс обучения становится понятным и доступным, легким в запоминании [8].

  Но многие проблемы остаются открытыми. На уроках информатики при использовании информационных технологий необходимо соблюдать временные ограничения, интерактивные методы не должны заменять учителя. Оснащение общеобразовательных школ не всегда соответствует запросам мультимедийной техники, что в свою очередь ведёт к тому, что учитель использует только традиционные методы обучения [6]. Вследствие этого затрудняется развитие информационной компетентности обучающихся. Информационные технологии могут критически повлиять на социальное взаимодействие и развитие коммуникативных навыков обучающихся. Современному учителю необходимо донести до ребят информацию о том, что использование гаджета – это только инструмент, а не самоцель. Информационные технологии могут провоцировать обучающихся на уклонение от выполнения заданий и копирование чужих работ. Основой мыслительной деятельности несравненно является анализ, а при копировании чужих работ из Интернета обучающиеся не могут мыслить. Зачастую работы они читают перед уроком, смысл написанного они не понимают и осознание текста остаётся в стороне. Во избежание этого, учителю необходимо планировать задания таким образом, чтобы дети мыслили над его решением. Каждому из учеников необходимо отличать качественные источники от некачественных. В этом случае, перед учителем информатики стоит задача составления списка тех образовательных ресурсов, на которых информация является достоверной и безопасной [1,6].

  Информационные технологии в образовании не перестают развиваться. Информатика как общеобразовательный предмет в школе ближе всех имеет отношение к информационным технологиям. Учителю информатики нужно быть предельно внимательным, потому что образование всегда будет определяться по формуле учитель – ученик [1,6]. Применение информационных технологий на уроке информатики могут быть незаменимым помощником для учителя, но это только инструмент. Если использование ИТ будут преобладать над деятельностью учителя, то образовательный процесс утратит свою значимость и деятельность обучающихся сведётся к нулю. Информационные технологии – это не замена учителя, а среда в которой обучающиеся могут с интересом познавать учебный материал, быть заинтересованными в предмете и развивать в себе навык самопознания и самообразования по средствам информационных технологий.  

Литература

  1. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. // Диссертация канд. пед. наук. / М. – 2006
  2. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: учебное пособие. / Минск: ТетраСистемс, 2005
  3. Фесенко В.В., Прончев Г.Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2011. — https://moluch.ru/archive/33/3799/ (дата обращения: 15.04.2019).
  4. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: Проблемы и модель формирования// Погодина И.А.// Открытое и дистанционное образование. 2009. № 4 (36). С. 58-62.
  5. Погодина И.А., Варнавская Л.Г. «Мониторинг знаний учащихся по информатике как один из способов повышения качества обучения» https://elibrary.ru/item.asp?id=36633550: (дата обращения 15.04.2019)
  6. Проблемы профессиональных и образовательных стандартов по информатике и информационным технологиям https://clck.ru/GdAPX (дата обращения 15.04.2019)
  7. Юшаева П. А. «Проблемы профессиональных и образовательных стандартов по информатике и информационным технологиям» https://elibrary.ru/item.asp?id=30375813 (дата обращения 15.04.2019)
  8. «Информационные технологии в образовании»: IT-новинки cкоро внедрят в школы и вузы https://clck.ru/GdADH : (дата обращения 15.04.2019)
  9. Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям обязательный минимум содержания основных образовательных программ http://textarchive.ru/c-1567069-pall.html (дата обращения 15.04.2019)