ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Синчурин О.В.
Соискатель кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России)

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Abstract

The article is devoted to the description of corruption violations in the sphere of procurement of goods and services for state and municipal needs, the consequences of its
existence, as well as measures to combat this negative social phenomenon

Аннотация

Статья посвящена описанию коррупционных нарушений в сфере осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, последствиям, к которым приводит ее существование, а также предложены меры по противодействию указанному негативному социальному явлению

Keywords: corruption, anti-corruption, public procurement, public procurement, public and municipal needs.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственные закупки, сфера государственных закупок, государственные и муниципальные нужды.

Сфера государственных закупок уязвима для коррупционных нарушений из-за большого объема обращающихся в нем средств и специфической структуры расходов. Так, «совокупный объем заключенных контрактов ежегодно превышает 6 трлн. рублей. В торгах принимают участие свыше 330 тыс. государственных (муниципальных) заказчиков и более 500 тыс. поставщиков, что делает указанную сферу одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре национального внутреннего валового продукта (ВВП) государственные закупки составляют более 10 %. К 2020 году общий объем рынка государственного заказа достигнет 30 трлн. рублей или 25 % ВВП» [5].
Отдельные ученые приводят данные Transparency International, согласно которых «в мире ежегодно не менее 400 млрд долл. теряется в результате взяточничества и коррупции в области государственных закупок, что повышает государственные затраты на 20-25%» [4, С. 378].

Россия «ежегодно теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа» [2].
Коррупция в сфере государственных закупок является одной из самых острых социальных проблем, стоящих перед государством и обществом, основными последствиями которой является угроза экономической безопасности, порождение цинизма и лицемерия в обществе.
Для противодействия данному негативному явлению важно понимать, в каких формах существует коррупция в анализируемой сфере. Во-первых, это уклонение от проведения конкурсных процедур по выбору поставщика товаров, исполнителя работ; во-вторых, получение части денежных средств, перечисленных исполнителям за фактически невыполненные работы (услуги), путем оформления фиктивных актов приемки; третьим способом является незаконное получение вознаграждения за послабления при приемке результатов работ, выполненных по заказам государственных организаций; в-четвертых отметим получение денег за работы по государственному контракту, фактически выполненные не подрядчиком, а сотрудниками заказчика в порядке служебного задания; и, наконец, незаконное получение вознаграждения за содействие коммерческим организациям в признании их победителями конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг [1, c. 216].

Указанные действия причиняют огромный ущерб государству, который можно разделить на такие группы:
1. ущерб финансового характера – искусственное завышение заказчиком и исполнителем цен на закупаемую продукцию по сравнению с рыночным уровнем;
2. ущерб количественного характера – искусственное завышение или занижение объема поставляемых товаров (работ, услуг) по сравнению с необходимым объемом, искусственное списание еще пригодной техники, умышленная порча исправной техники, принятие работ, невыполненных по факту;
3. ущерб качественного характера – заключение сделок с нарушением технических заданий, заведомое снижение гарантийных обязательств исполнителя;
4. ущерб имиджевого (репутационного) характера – ухудшение инвестиционного климата в стране, потеря доверия со стороны граждан к государственным структурам и государству в целом, расшатывание экономической и финансовой систем страны, нарушение принципов свободной конкуренции, задержка и даже деградация развития малого предпринимательства

Исходя из описанных последствий и действий, которые приводят к наступлению таковых, отметим, что противодействие невозможно без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
Анализ опыта иностранных государств, а также опыт противодействия коррупции в РФ можно сделать вывод о том, что полностью искоренить данное негативное явление в государственных закупках не удалось ни в одной стране мира, но это совсем не означает, что минимизировать ее невозможно.
В настоящее время основные усилия всех государственных органов направлены не на предотвращение и профилактику коррупционных проявлений, а на устранение последствий уже совершенных преступлений. Вместе с тем для того, чтобы сделать вывод о наличии в деянии лица состава коррупционного правонарушения, недостаточно только факта нарушения законодательства о государственных закупках [3].
Российской и международной практикой противодействия коррупции выработаны четыре основных подхода, которые уже подтвердили свою действенность и которые возможно применять для борьбы с преступлениями коррупционного характера при осуществлении государственных закупок:

  1. методы психологического характера;
  2. методы технического характера;
  3. усиление правового регулирования (регламентации) процессов;
  4. методы поощрительного характера;
  5. карательные меры (применение взысканий и наказания вплоть до уголовного).

Методы психологического характера призваны воздействовать на первопричину коррупции – желание нанятых работников незаконно обогатиться за счет работодателя, а в анализируемой сфере – за средства бюджета государства.
Методы технического характера предназначены уменьшить вероятность сговора между представителями закупочных подразделений и продавцами, минимизируя личные контакты между участниками сделки.

Усиление правового регулирования (регламентации) процессов направлено на проведение всех закупок в полном соответствии с внутренними непротиворечивыми и понятными правилами и процедурами, снижающими риск возникновения коррупционных рисков, а также создание действующих механизмов контроля со стороны государственных органов, где в настоящее время существует проблема дублирования функций и полномочий.

Методы поощрительного характера направлены на создание условий мотивационного характера, в том числе экономического, когда совершение коррупционных деяний было бы экономически невыгодно [6]. Речь идет как о повышении материального обеспечения лиц, непосредственно принимающих решения в сфере государственных закупок, так и о поощрении деятельности, направленной на формирование заинтересованности в сообщении компетентным органам о нарушениях, выявленных в указанной сфере.
Карательные меры (применение взысканий и наказания вплоть до уголовного) направлены на принятие мер уже после совершения деяний. В российском законодательстве данные меры реализуется путем применения отдельных норм и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. Отметим, что карательные меры будут эффективными в случае их последовательного и справедливого применения. В противном случае будет получен обратный эффект.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для противодействия коррупции в сфере государственных закупок большую роль играет комплексный характер мероприятий, а также понимание того, что большую эффективность будут иметь профилактические меры, нежели действия по устранению последствий.

Литература

  1. Беликова А.В. Правовое противодействие коррупции в системе государственных и муниципальных закупок / А.В. Беликова // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 228 с. — С. 215-218
  2. Бочарников И.В. Состояние и современные тенденции развития коррупции в России / И.В. Бочарников. [Электронный ресурс]: http://nic-pnb.ru/analytics/sostoyanie-i-sovremennye- tendentsii-razvitiya-korruptsii-v-rossii/
  3. Дроздов В.Ю., Хлыстова Н.Б. Социально-экономическая безопасность государства: через призму субъективных признаков преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок // Society and Security Insights. 2019. Т. 2. № 1. С. 100-112.
  4. Павленко И.А. Коррупция в сфере государственных закупок / И.А. Павленко // Теория и практика общественного развития. 2013. — №10. – с. 378-380.
  5. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 3 класса А.Е. Русецкого. – М., 2017. – 237 с.
  6. Хлыстова Н.Б. Уголовно-правовое и криминологическое значение правомерного поведения // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2017. № 1. С. 205-214.