Максимова М.С., Зауэр Е.А.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы социального обеспечения инвалидов. Авторы статьи приходят к выводу, что в современном мире не снижается доля людей инвалидов в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном
обслуживании гораздо выше.
Ключевые слова: инвалид, социальная поддержка инвалидов, социальная защита, набор социальных услуг, медико-социальная экспертиза, ЕДВ.
По Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, это означает, то, что государство обязывается проводить социальную политику в пользу граждан, а именно это поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей.
Правовое положение инвалидов определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов и другими нормативно- правовыми актами. Наиболее интересными для нас является то, что Конституцией РФ и рядом других федеральных законов установлен круг субъектов, у которых при наступлении определенных жизненных ситуаций, перечисленных в этих правовых актах, наступает право на социальную защиту, в том числе и инвалидов.
Инвалидность – это проблема не только одного человека, а насущный вопрос, который стоит перед всем обществом. Данная категория граждан сильно нуждается не только в материальной помощи, но в элементарной моральной поддержке.
Социальной защите инвалидов с каждым годом уделяется все больше внимания, так как становится все насущнее и актуальнее.
Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей. Сегодня данный круг лиц относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения.
Процесс признания человека инвалидом проводится с помощью определенной медицинской экспертизы. Она проводится для установления степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. В ходе проведения Медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) осуществляется комплексная оценка состояния организма гражданина.
После выяснения степени тяжести полученного вреда здоровью человека, экспертиза устанавливает определенную степень инвалидности, в частности первая, вторая и третья, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».
Инвалиды — это категория граждан, которые остро нуждаются не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Развитию социального обеспечения инвалидов предаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей. Сегодня данный круг лиц относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения.
В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки инвалидам.
На всем историческом промежутке государственности и общества, вопросу инвалидности уделяли большое внимание. Оно непосредственно зависит от развития экономики и связано социальным благополучием людей. Для Российской Федерации социальная защита граждан, предоставление льгот и компенсаций, является одним из важнейших вопросов деятельности государства, приоритетом для всех уровней государственной власти.
Льготы для инвалидов являются частью системы льгот, установленных для населения России. Поэтому на их состояние неизбежно оказали влияние процессы, охватывающие всю систему льгот. Существовавшая в России на начало 2000-х гг. система льгот формировалась на протяжении существования СССР как средство компенсации населению заниженной заработной платы, низких пенсий и пособий. К концу 1990-х гг. помимо сохранения льгот советского периода был значительно расширен перечень льгот и круг лиц, имеющих право на льготы. Большое количество льгот было установлено без соответствующего бюджетного обеспечения их предоставления, что делало невозможным исполнение положений нормативных актов. Все эти обстоятельства вызвали необходимость реформирования системы льгот.
В последнее время вопрос проблем инвалидности приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.
В 2004 г. была проведена масштабная социальная реформа («монетизация льгот»). В результате проведенной реформы большинство льгот для инвалидов, установленных федеральным законодательством, было отменено с предоставлением одновременно права органам государственной власти субъектов РФ устанавливать эти льготы на региональном уровне за счет соответствующего регионального бюджета.
Анализ реализации законодательства выявил существенные недостатки замены льгот денежной компенсацией. Далеко не все субъекты Федерации в силу своего экономического положения могут полностью или частично установить инвалидам отмененную федеральную систему льгот.
Считаем, что необходимо вернуть предоставление льгот инвалидам за счет федерального бюджета, а именно на федеральном уровне должны предоставляться следующие льготы.
Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Следует обратить внимание на оговорки, которыми сопровождается предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. На практике это совсем не так, а сам процесс предоставления льготы за оплату ЖКУ выглядит следующим образом, льготник оплачивает всю сумму за ЖКУ по квитанции в полном размере, и только затем он получает свою компенсацию на расчётный счёт в банке. Причем срок ожидания перечисления денежных средств зависит от наполняемости бюджета субъекта РФ. А в случае предоставления данной компенсации за счет средств федерального бюджета деньги бы на счета получателей поступали бы гораздо быстрее. Это для инвалидов с их недостаточным материальным обеспечением было бы актуальнее.
Льготы по проезду на транспорте общего пользования. Поскольку льготы по проезду на транспорте играют значительную роль в интеграции инвалидов в общество, они должны предоставляться за счет федерального бюджета. Условием предоставления мер социальной поддержки в форме льготного проезда является наличие талона на право льготного проезда на транспорте общего пользования. Этот талон инвалиды, проживающие в Республике Хакасия, получают в уполномоченных органах по месту жительства. Но, инвалиды, приехавшие из другого региона, сталкиваются с тем, что им отказывают в предоставлении этих льгот из-за отсутствия данного талона. Хотя инвалиды относятся к категории – «федеральный льготник». А в случае предоставления данной льготы на федеральном уровне упростило бы ситуацию. Инвалид, как и раньше, предъявив удостоверение, мог бы пользоваться льготой по пользованию транспортом общего пользования.
Меры социальной поддержки могут быть различными, но все они направлены на возмещение социальной недостаточности. В целях социальной защищенности инвалидов государством разработана целая система мер социальной поддержки. Система социального обеспечения инвалидов должна быть ориентирована на их конкретные нужды и потребности. Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится оказание этой помощи. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется его социальная поддержка. Важно, чтобы он ее получил в полном объеме и необходимого качества.
В заключение хотим добавить то, что в Российской Федерации, вопросу инвалидности уделяется большое внимание. Так, если государство и люди в целом, будут все больше поднимать данную тему, то многие неприятные обстоятельства, связанные с инвалидами будут решены. Это именно то, к чему должно стремиться каждое социальное государство.
Литература:
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федер. закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы: Постановление Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 (ред. от 02.06.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения : учеб.пособие / под ред. К. К. Гасанова. – Москва: ЮНИТИ, 2017. – 158 с.
- Власов, В. И. Особенности правового положения работников-инвалидов / В. И. Власов, О. М. Крапивин // Гражданин и право. – 2013. – № 10. – С. 45-56.
- Волкова Г. Н. Конвенция ООН «О правах инвалидов» и эволюция российского законодательства / Г. Н. Волкова // Народонаселение. – 2014. – № 1. – С. 19-30.