Каримова Г.Р.
Елабужский институт КФУ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация
В данной статье рассматривается формирование познавательных УУД учеников начальной школы на уроке окружающего мира через проектную деятельность.
Ключевые слова: проект, школа, младшие школьники, school, projects
Научный руководитель: кандидат пед. наук,
доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ЕИ КФУ Юсупова Е.М.
Наше прогрессивное общество ставит перед педагогами задачу подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе. Государству необходимы высококвалифицированное, современные и компетентное молодые люди, которые будут смогут ориентироваться в всевозможных обстановках, абсолютно точно и вовремя принимать решения. В связи с заключением задач передового образования проводится поиск содержания, способов, новейших форм работы, средств изучения, которые бы обеспечили на практике широкие способности самореализации, самоактуализации и саморазвития обучающихся.
Модернизация образования начальной школы ориентируется качеством компетентности и определяется не приобретенными познаниями и навыками, а умением использовать их в необходимый момент. Один из разновидностей решения данной проблемы указан в ФГОС НОО, где наибольшее внимание обращается формированию у учеников УУД, развитию умения обучаться.
От преподавателя необходимо решение одной из наиглавнейших задач системы образования — формирование совокупности регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных УУД обучающихся. При всем этом нужно так осуществить учебно-воспитательный процесс, чтобы любой ученик мог благополучно развиваться, реализовывать самого себя в образовательной деятельности.
Смена класической парадигмы образования на личностно-ориентированную и переход на государственные образовательные стандарты устанавливают перед педагогом задачу становления целостной личности, обладающей познавательным вниманием, компетентностью и творческими способностями.
В связи с утверждением ФГОС начального общего образования, в базе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает… развитие личности учащегося на основе усвоения УУД» [1].
Большое количество трудов и публикаций подтверждают о том, что вопрос формирования у учеников УУД принадлежит к одному из значимых в методике обучений.
Психологические а также педагогические концепции, раскрывающие содержание универсальных учебных действий отражены в работах Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Б.И. Есипова, М.А. Данилова, З.Ф. Чехловой, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского, Т.И. Шамовой, и других.
Несмотря на большое количество работ по данной проблеме в практике начальной школы малоэффектно осуществляется формирование универсальных учебных действий у учеников.
Изучив психолого-педагогическую литературу по тематике исследования, мы пришли к выводу, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность действий обучающихся, которые обеспечат их профессионализм, культурную идентичность, толерантность, дееспособность к усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. Овладеть УУД младший школьник должен на начальном этапе своего обучения. Формирование УУД учеников обеспечит переход от классического обучения к деятельности самовоспитания и самообразования. Освоение учащимися универсальных учебных действий дает необходимую почву для самостоятельного и успешного овладения новыми знаниями, т. е. умение учиться. УУД представляют собой самоопределение, смыслообразование, самовоспитание – это личностные, прогнозирование, контроль и корректировка – это регулятивные, общеобразовательные и логические-познавательные.
Действенным средством формировании УУД учеников начальной школы является метод проектов, который представляет собой специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Метод проектирования включает в себя совокупность поисковых, исследовательских, проблемных методов. Выполнение проектной деятельности на уроках окружающего мира развивает у учеников произвольность психических процессов, вызывает повышенную познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению её структуры.
Применение подобного метода на уроках окружающего мира содействует переходу от словесного воспитания к воспитанию самой жизнью, собственно, что расширяет горизонты педагогической и практики теории.
При организации деятельности над проектом в начальных классах преподавателю необходимо учитывать интересы учеников, которые из-за возраста еще недостаточно устойчивы.
Практическое исследование особенностей развития универсальных учебных действий младших школьников осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №6»
В процессе констатирующего этапа был диагностирован уровень универсальных учебных действий учеников. В ходе изучения универсальных учебных действий обучающихся, было выявлено, что высокий уровень замечен у 30%, средний у — 40%, низкий у 30% младших школьников.
В ходе следующих работ было проведено формирование у учащихся УУД на уроках окружающего мира. Способ проектирования позволял ориентировать на самостоятельную деятельность ученика, деятельность в группах и парами, развивал личностные, коммуникативные УУД. Ученики учились планировать свою работу, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Так у учеников развивались регулятивные универсальные учебные действия. В ходе деятельности над проектом ученики показали познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные универсальные учебные действия. Данный метод давал возможность самостоятельно или в группа делать то, что интересно было им, максимально используя свои возможности.
Метод проектирования давал возможность ориентироваться на самостоятельную работу ученика, работу в группах, парах, развивал коммуникативные и личностные УУД. Ученики работали над индивидуальными («Школа кулинаров», «Богатства, отданные людям» «Экономика родного края») и коллективными проектами («Разнообразие родного края», «Кто нас защищает»). Дети учились планировать свою работу, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Таким образом у детей развивались регулятивные УУД. В ходе работы над проектом ученики проявляли познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные УУД.
Как показало исследование, проектная деятельность вправду считается важным нюансом в формировании УУД на уроках окружающего мира. Проектная работа содействует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у младших школьников.
В ходе работы удалось добиться следующих результатов: количество учащихся с высоким уровнем УУД увеличилось на 20% и составило 50%, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 10% и составило 40%, низкий уровень не выявлен. В итоге можно говорить о положительной динамике развития УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира с применением технологии проектного обучения дает ученикам самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно осуществить сбор необходимой информации для решения заданной проблемы, планировать возможные варианты ее решения, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 189 с.
- Белова Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. – № 10. –С. 43–48.