ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Каримова Г.Р.

Елабужский институт КФУ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация

В данной статье рассматривается формирование познавательных УУД  учеников начальной школы  на уроке окружающего мира через проектную деятельность.

Ключевые слова: проект, школа, младшие школьники, school, projects

Научный руководитель: кандидат пед. наук,

доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ЕИ КФУ Юсупова Е.М.

 

Наше прогрессивное общество ставит перед педагогами задачу подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе. Государству необходимы высококвалифицированное, современные и компетентное молодые люди, которые будут смогут ориентироваться в всевозможных обстановках, абсолютно точно и вовремя принимать решения. В связи с заключением задач передового образования проводится поиск содержания, способов, новейших форм работы, средств изучения, которые бы обеспечили на практике широкие способности  самореализации, самоактуализации и саморазвития обучающихся.

Модернизация образования начальной школы ориентируется качеством компетентности и определяется не приобретенными познаниями и навыками, а умением использовать их в необходимый момент. Один из разновидностей решения данной проблемы указан в ФГОС НОО, где наибольшее внимание обращается формированию у учеников УУД, развитию умения обучаться.

От преподавателя необходимо решение одной из наиглавнейших задач системы образования — формирование совокупности регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных УУД обучающихся. При всем этом нужно так осуществить учебно-воспитательный процесс, что­бы любой ученик мог благополучно развиваться, реализовывать самого себя в образовательной деятельности.

Смена класической парадигмы образования на личностно-ориентированную и переход на государственные образовательные стандарты устанавливают перед педагогом задачу становления целостной личности, обладающей познавательным вниманием, компетентностью и творческими способностями.

В связи с утверждением ФГОС начального общего образования, в базе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает… развитие личности учащегося на основе усвоения УУД» [1].

Большое количество трудов и публикаций подтверждают о том, что вопрос формирования у учеников УУД принадлежит к одному из значимых в методике обучений.

Психологические а также педагогические концепции, раскрывающие содержание универсальных учебных действий отражены в работах Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Б.И. Есипова, М.А. Данилова, З.Ф. Чехловой, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского, Т.И. Шамовой, и других.

Несмотря на большое количество работ по данной проблеме в практике начальной школы малоэффектно осуществляется формирование универсальных учебных действий у учеников.

Изучив психолого-педагогическую литературу по тематике исследования, мы пришли к выводу, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность действий обучающихся, которые обеспечат их профессионализм, культурную идентичность, толерантность, дееспособность к усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. Овладеть УУД младший школьник должен на начальном этапе своего обучения. Формирование УУД учеников обеспечит переход от классического обучения к деятельности самовоспитания и самообразования. Освоение учащимися универсальных учебных действий дает необходимую почву для самостоятельного и успешного овладения новыми знаниями, т. е. умение учиться. УУД представляют собой самоопределение, смыслообразование, самовоспитание – это  личностные, прогнозирование, контроль и корректировка – это регулятивные, общеобразовательные и логические-познавательные.

Действенным средством формировании УУД учеников начальной школы является метод проектов, который  представляет собой специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Метод проектирования включает в себя совокупность поисковых, исследовательских, про­блемных методов. Выполнение проектной деятельности на уроках окружающего мира развивает у учеников произ­вольность психических процессов, вызывает повышенную познаватель­ную активность, стимулирует стрем­ление к исследованию, формирует личностные новообразования, способ­ствует овладению учебной деятель­ностью и усвоению её структуры.

Применение подобного метода на уроках окружающего мира содействует переходу от словесного воспитания к воспитанию самой жизнью, собственно, что расширяет горизонты педагогической и практики теории.

При организации деятельности над проектом в начальных классах преподавателю необходимо учитывать интересы учеников, которые из-за возраста еще недостаточно устойчивы.

Практическое исследование особенностей развития универсальных учебных действий младших школьников осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №6»

В процессе констатирующего этапа был диагностирован уровень универсальных учебных действий учеников. В ходе изучения универсальных учебных действий обучающихся, было выявлено, что высокий уровень замечен у 30%, средний у — 40%, низкий у 30% младших школьников.

В ходе следующих работ было проведено формирование у учащихся УУД на уроках окружающего мира. Способ проектирования позволял ориентировать на самостоятельную деятельность ученика, деятельность в группах и парами, развивал личностные, коммуникативные УУД. Ученики учились планировать свою работу, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Так у учеников развивались регулятивные универсальные учебные действия. В ходе деятельности над проектом ученики показали познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные универсальные учебные действия. Данный метод давал возможность самостоятельно или в группа делать то, что  интересно было им, максимально используя свои возможности.

Метод проектирования давал возможность ориентироваться на самостоятельную работу ученика, работу в группах, парах, развивал коммуникативные и личностные УУД. Ученики работали над индивидуальными («Школа кулинаров», «Богатства, отданные людям» «Экономика родного края») и коллективными проектами («Разнообразие родного края», «Кто нас защищает»). Дети учились планировать свою работу, осуществлять контроль, давать оценку результатам. Таким образом у детей развивались регулятивные УУД. В ходе работы над проектом ученики проявляли познавательный интерес к изучаемым явлениям, у них формировались познавательные УУД.

Как показало исследование, проектная  деятельность вправду считается важным нюансом в формировании УУД на уроках окружающего мира. Проектная работа содействует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у младших школьников. 

В ходе работы удалось добиться следующих результатов: количество учащихся с высоким уровнем УУД увеличилось на 20% и составило 50%, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 10% и составило 40%, низкий уровень не выявлен. В итоге можно говорить о положительной динамике развития УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира с применением технологии проектного обучения дает ученикам самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно осуществить сбор необходимой информации для решения заданной проблемы, планировать возможные варианты ее решения, делать выводы, анализировать свою деятельность.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 189 с.
  3. Белова Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. – № 10. –С. 43–48.