Тезиков Д.А.
Старший преподаватель кафедры физической подготовки, ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ КЛАССОВ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ НА ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ ПОПРИЩЕ
Аннотация
В настоящей статье поднимается проблема подготовки учащихся кадетских полицейских классов к осознанному выбору профессии служения отечеству на гражданском и военном поприще. Данная проблема актуальна и имеет большое значение в системе образования будущих кадров. Проанализированы основные критерии оценки проявлений инициативы и выделены проблемные аспекты. В результате выполненного анализа, касающегося подготовки учащихся кадетских полицейских классов к выбору будущей профессии, был выявлен общий подход, который должен применяться в процессе обучения в кадетском полицейском классе.
Abstract
This article raises the problem of training students of cadet police classes to a conscious choice of profession of service to the Fatherland in the civil and military fields. This problem is relevant and of great importance in the education system of future personnel. The main criteria for assessing the manifestations of the initiative are analyzed and the problematic aspects are highlighted. As a result of the analysis carried out concerning the training of cadet police classes students to choose their future profession, a General approach was identified, which should be applied in the process of training in the cadet police class.
Ключевые слова: служение отечеству, кадетский полицейский класс, воспитательная система, профессиональная ориентация, воспитание молодежи, выбор будущей профессии, внеурочная деятельность, воспитание патриотизма, специализированное обучение.
Keywords: service to the Fatherland, cadet police class, educational system, professional orientation, education of youth, choice of future profession, extracurricular activities, education of patriotism, specialized training.
Кадетское воспитание в кадетских полицейских классах основано на формировании личности для подготовки его к служению Отечеству, как на гражданском, так и военном поприще. Процесс воспитания состоит в сообщении каждому воспитаннику полицейских кадетских классов понятий и стремлений, которые пропитаны чувства патриотизма, принятия за основу таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.
Образование в кадетских полицейских классах в настоящее время направлено на привитие молодому поколению духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание при любых обстоятельствах вести борьбу за независимость и величие нашей страны [1, с. 45-47].
В процессе подготовки учащихся кадетских полицейских классов к осознанному выбору будущей профессии большое внимание уделяется воспитательной и гражданско- патриотической работе. Воспитательная система в кадетском полицейском классе представлена комплексом мер по реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Воспитание патриотизма у воспитанников кадетских полицейских классах выражается в непрерывной работе по созданию у них чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм неразрывно связан с чувством духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свое единство с Отечеством [2, с. 67-70].
Выработка нравственно-этических качеству учащихся кадетских полицейских классов, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовка их к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще является главной целью воспитательной системы.
Задачами профессиональная ориентация, подготовка учащихся кадетских полицейских классов к осознанному выбору профессии служения отечеству на гражданском и военном поприще выступают:
- создание и обеспечение возможностей кадетов полицейских классов для формирования специальных профессиональных знаний, навыков и умений, которые пригодятся им при выборе будущей профессии;
- оказание помощи развитию чувства патриотизма у учащегося кадетского полицейского класса, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
- воспитание у учащихся кадетских полицейских классов высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
- развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов полицейских классов и выработки у них негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам [3, с. 89-92].
Для достижения данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям: Интеллектуальное развитие определяет степень умственных способностей ученика кадетского полицейского класса, его ближайшую зону развития, дает шанс на продвижение в интеллектуальном развитии, к примеру, участие в районных олимпиадах,
интеллектуальных конкурсах;
Духовно-нравственное обогащение у обучающихся кадетских полицейских классов заключается в осознании ими во время патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Знакомство с такими духовно-нравственными благами происходит на уроках литературы, истории, так как именно эти дисциплины позволяют соприкоснуться с неисчерпаемыми нравственными истинами.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется в кадетских полицейских классах путем проведения системы мероприятий направленных на установление правовой культуры и законопослушности, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Формируются такие гражданско-патриотические качества путем проведения классных часов «Воспитание патриота – гражданский долг», «Твои права и обязанности», «Противодействие терроризму», «Знамя Победы», «Я и Закон» и т.д.;
Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие у кадет полицейских классов морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. В связи с этим, ведётся пропаганда здорового образа жизни, посредством формирования у воспитанников кадетских полицейских классов заинтересованности в участии в спортивных соревнованиях и посещения различных секций спортивной направленности. Что же касаемо, военно-патриотического воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения таких патриотических ценностей, как идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, биографий выдающихся полководцев России, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер ―Посвящение в кадеты где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата; участие в военно-патриотической акции «День призывника» [4, с .22-24].
Также особое внимание уделяется специальной подготовке, которая проводится с целью привить кадетам полицейских классов знания, умения и навыки, которые могут им пригодиться при выборе профессий, связанных со служением Отечеству на военном поприще. Специальная подготовка тесно связана с военно-патриотическим и гражданско- патриотическим воспитанием. Особое внимание уделено воспитанию у кадет преданности Отечеству, выработке у них высокого сознания гражданского и воинского долга, дисциплинированности, романтики профессии офицера силовых структур, чувство гордости за Россию, стремления добросовестно выполнять свои обязанности, постоянно совершенствовать свои знания. С этой целью на открытее уроки, посвященные данной тематике, приглашаются кадровые офицеры силовых структур, находящиеся в запасе, также регулярно организовывают и проводят открытые мероприятия по патриотической, нравственно-эстетической, профессиональной направленности. Исходя из этого, обучение подрастающего поколения в кадетских полицейских классах привлекает внимание родителей не только возможностью дальнейшего получения их детьми специальности сотрудников силовых структур, но и той моделью воспитательной работы, которая позволяет формировать качества личности, как гражданственность, патриотизм, человеколюбие, терпимость [5, с. 58].
Подводя итог, следует уточнить тот факт что, до того как оказать поддержку молодому человеку в профессиональном самоопределении, необходимо чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Отграничиться одной рекомендацией кадету полицейского класса при выборе будущей профессии недостаточно, необходимо обеспечить условия, которые будут выступать в качестве стимула роста для человека, после чего обучающийся самостоятельно мог быть в ответе за тот или иной профессиональный выбор. Процесс профессионального самоопределения можно считать успешным благодаря его разноплановому характеру педагогической поддержки, который воздействует не только на повышение числа выборов кадетами военных и гражданских профессий, но и на увеличение степени их осведомленности об особенностях этих профессий, также на осознанность выбора и оценке себя на соответствие профессиональным требованиям. Ко всему прочему, профессиональная ориентация должна осуществляться с начала обучения в кадетском полицейском классе, подготовка к осознанному выбору профессии-служения Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще, что и должно достигаться может в условиях их обучения в кадетском полицейском классе.
Литература:
- Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого- педагогические науки. – Махачкала, 2011 — № 4. – С.45-47. Долгая Н.А.
- Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории: Пособие / Н.М. Конжиев.- Петрозаводск: КГПУ, 2000. – С.67-70. Конжиев Н.М.
- Профессиональная ориентация кадет: организация и управление / С.Н. Чистякова. — М., 1987. С.89-92. Чистякова С.Н.
- Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет // Молодой ученый. – 2016. – № 1.1.- С.22-24. Соболева О.Е.
- Программа Содержания и воспитания обучающихся(кадетов). «Честь имею!». – Карелия: 2010 – 58С. Олешко Л.И.