Бойченко А.Н., Пищулин В.Н.
Студентка II курса магистратуры, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация
В данной статье рассмотрена основная работа отдела маркетинга на базе современного предприятия. Выделены основные навыки, которыми должен обладать компетентный специалист, а также профессиональные требования к сотрудникам отдела маркетинга. Результаты изучения подтвердили значимость отдела маркетинга в деятельности современного предприятия.
Ключевые слова: маркетинг, профессиональные требования, предприятие, отдел маркетинга.
Keywords: marketing, professional requirements, enterprise, marketing Department
На сегодняшний день мир стремительно развивается и диктует свой темп и условия игры на современном рынке, где каждый предприниматель или организация должны занимать лидирующие позиции, чтобы получать от своей деятельности максимальную отдачу – прибыль. Поэтому любое предприятие придерживается общей стратегии развития. Для стабильного функционирования современной фирмы необходимы различные подразделения: отдел закупок и отдел продаж, юридический отдел и бухгалтерия, секретариат и логистика, служба контроля и еще много разных отделов в зависимости от профиля организации. Сегодня каждая компания, желающая динамично развиваться, организует в своей структуре отдел маркетинга, который функционально занимается маркетингом, рекламой и PR, а иногда еще и брендингом и анализом рынка конкурентов, так как без маркетинга трудно говорить о каком- либо долгосрочном доминировании на рынке.
Маркетинг — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации [1]. На данном этапе экономического развития под маркетингом понимается функция управления, которая определяет рыночную и производственную политику предприятия. Целью маркетинго- ориентированной системы предприятия является обеспечение решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.) [2]. Маркетинг в качестве системы управления предприятием должен обеспечивать развитие предприятия и его долгосрочное доминирование на рынке товаров и услуг. Специалисты такого отдела работают на основании профессиональных требований, которые были для них сформированы.
Под профессиональными требованиями подразумевают наличие необходимых для выполнения своих должностных обязанностей знаний, навыков и умений, также требования к личностным характеристикам специалистов. С точки зрения знаний, навыков и умений происходит выделение нескольких уровней:
- наличие обязательных знаний, навыков и умений, прописанных в организации компетенций, которые должны присутствовать у сотрудника для выполнения своих должностных обязанностей;
- наличие предпочтительных знаний, навыков и умений для выполнения работы, связанной с аналитикой, принятием решений, связанных с работой службы маркетинга;
- наличие предполагаемых знаний, навыков и умений, связанных с наличием информации в данной области [3].
Сотрудники службы маркетинга должны направлять все свои профессиональные усилия для обеспечения связи организации с внешней средой. Сотрудники отдела маркетинга большинства современных компаний должны обладать следующими навыками:
- Знать компьютерные и операционные системы.
- Работать с программами Word, Excel, Power point.
- Осуществлять организацию рекламного дела.
- Знать и реализовывать нормы делового общения и этики.
- Работать с дилерами и средствами массовой информации.
- Знать основы закупочной деятельности.
- Реализовывать основы телефонных продаж.
- Знать политику проведения тендеров на электронных площадках.
Любой сотрудник маркетинговой службы должен руководствоваться следующими документами:
- Положением об отделе маркетинга.
- Настоящей должностной инструкцией.
- Законодательными актами Российской Федерации.
- Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании.
- Приказами и распоряжениями руководства.
- Политикой в области качества.
Все обязанности сотрудников отдела маркетинга прописаны в должностных инструкциях, которые работник обязан исполнять. К основным обязанностям можно отнести то, что менеджер отдела маркетинга:
- принимает и обрабатывает заявки от клиентов, поступающих с различных ресурсов (телефонный звонок, электронная почта, всплывающее окно на сайте);
- осуществляет обновление, поиск и расширение базы клиентов для увеличения объема продаж посредством телефонных переговоров, а также через организацию и участие в выставках;
- изучает рынок аналогичной продукции и тенденций его развития;
- осуществляет поиск тендеров для увеличения объема продаж современного предприятия;
- производит изучение мнения потребителей по средствам анкет обратной связи и телефонного общения с клиентом о выпускаемой предприятием продукции;
- исследует факторы, влияющие на сбыт продукции и имеющие значение для успешной реализации этой продукции;
- участвует в определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции;
- осуществляет поддержку в обеспечении всей необходимой печатной, сувенирной и рекламной продукцией;
- по отдельному запросу оказывает поддержку отделу закупок и отделу продаж в рамках функционала этих отделов.
- кроме вышеперечисленных обязанностей, выполняет распоряжения и поручения своих прямых руководителей, а также иные обязанности, предусмотренные внутренними регламентами предприятия.
Обеспечивает своевременное и качественное выполнение возлагаемых на него повседневных задач. Таким образом, успех любого современного предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Высокое качество исполнения услуг подразумевает стабильность и означает, что у компании имеются долгосрочные планы. Сегодня население планеты непрерывно растет, с этим же увеличивается количество продавцов и покупателей на рынке, которым все сложнее найти друг друга. Для этого используется тактика продвижения — неотъемлемая составляющая маркетинговой деятельности. Маркетинговая служба любого предприятия должна приносить максимум отдачи – увеличения прибыли фирмы. Поэтому современный отдел маркетинга должен собирать информацию о конкурентах, следить за их игрой на рынках, не давать им возможности реализовывать свои конкурентные преимущества. Кроме этого маркетологи должны отслеживать тенденции рынка и критически изучать свою фирму на предмет сильных и слабых сторон, а так же места, занимаемого на рынке. Менеджер отдела маркетинга должен знать своего потенциального покупателя, продвигать товар по средствам телефонного общения, участия в выставках. На основе этой информации претворяются в жизнь те или иные маркетинговые стратегии, направленные на увеличение доли рынка, формируется индивидуальный положительный имидж фирмы.
Литература
- Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
- НОУ «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/700/556/lecture/12477
- Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studbooks.net/1552726/marketing/teoreticheskie_osnovy_marketingovoy_deyate lnosti_predpriyatii