ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Солодуха Т.А.
Дальневосточного федерального университета

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности прокурорского надзора в сфере государственных закупок, анализируется характерные черты данного направления надзора.

Ключевые слова: прокурорский надзор, государственные и муниципальные нужды, контрактная система.
Keywords: prosecutor’s supervision, state and municipal needs, the contract system.

Система государственных и муниципальных закупок представляет собой особый инструмент, который позволяет обеспечивать выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с предпринимательством. Деятельность же участников непосредственно самого закупочного процесса по удовлетворению потребностей в необходимых ресурсах, как иные виды деятельности государства и общества, подлежит контролю и надзору.
Необходимость в наблюдении в рамках закупочных правоотношений может быть продиктована двумя причинами: наличием нерешенных проблем в законодательном регулировании и правоприменительной практике, а также значимостью рассматриваемого массива в экономической жизни государства и общества, в том числе, по масштабу задействованных в закупках бюджетных средств. По этой причине контрольно-надзорным функциям как одним из самых важных в системе государственного управления уделяется особое внимание и в юридической доктрине, и в практической деятельности.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации является «самостоятельным направлением прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики в рамках «общего надзора» прокуратуры [3, 82]. Данное направление прокурорской деятельности долгое время ведомственными актами Генерального прокурора РФ не выделялся. Исполнение данного законодательства проверялось в рамках прокурорского надзора за исполнением бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и иных направлений прокурорского надзора.

Значительный объем работы по надзору за исполнением законодательства о государственных и муниципальных закупках проводится сотрудниками органов прокуратуры, проверяющими законность правовых актов, регламентирующих процесс закупок, а также исполнение законодательства о контрактной системе всеми участниками закупочных отношений, правомерное направление и использование бюджетных средств на эти цели.
Количество нарушений, выявление которых является задачей прокурорских работников при проведении проверок законности и обоснованности процедур закупок достаточно широк. Весьма значимыми, в этой связи являются сформированные Е.В. Куриловой «выводы о необходимости осуществления прокурорского надзора за исполнением 44-ФЗ по двум основным направлениям: оценка эффективности расходования бюджетных средств и анализ соблюдения конкуренции при осуществлении закупок [2, 130].
Прокурорский надзор в сфере функционирования контрактной системы охватывает три направления, в которых наиболее часто выявляются нарушения:

  • соблюдение законодательства о противодействии коррупции,
  • контроль целесообразности расходования бюджетных средств
  • защита принципа конкуренции при проведении торгов.

Также можно выделить характерные черты, которые отличают данное направление надзорной деятельности от иных направлений надзора. К таким чертам относят, во- первых, комплексный характер надзора. Поскольку система закупок являются инструментом, обеспечивающим выполнение государственными и муниципальными заказчиками возложенных на них функций, то вопросы законности проведенных ими закупок могут ставиться прокурорами при проведении проверок исполнения законодательства о здравоохранении, в сфере ЖКХ, о противодействии коррупции и в иных случаях. Во-вторых, при осуществлении надзора необходимо руководствоваться большим объемом законодательной базы. Так, помимо самого Федерального закона № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и некоторых других федеральных законов только в рамках контрактной системы в сфере закупок действует около 160 подзаконных актов. В-третьих, это достаточно широкий круг мер прокурорского реагирования, применяемых при осуществлении проверок законодательства в сфере закупок. Так, по результатам проведения проверок, в случае выявления нарушений прокурором принимается ряд мер реагирования: принесение протеста на выявленный противоречащий закону НПА, внесение представления об устранении нарушений ФЗ, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении или вынесение постановления о направлении материалов в органы предварительного следствия в порядке ст. 37 УПК для решения вопроса об уголовном преследовании. В ряде случаев, для защиты публичных интересов прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд и суд общей юрисдикции.

«Следует отметить, что на начальных стадиях закупочных процедур меры административного воздействия, в силу превентивности, являются более эффективными для пресечения совершения нарушений норм 44-ФЗ и растраты бюджетных средств [1, 105]. Результативность таких мер продиктована сжатыми сроками проверок и большим объемом мелких по своей значительности нарушений в общем массиве. Выявление нарушений в результате проверок осложнено нечеткостью критериев и границ прокурорской проверки. Способ проведения проверки не регламентирован как таковой, границы между документарной проверкой и выездной нуждаются в методологической систематизации и формировании.

Надзорная практика деятельности органов прокуратуры в сфере государственных закупок свидетельствует о значительной роли прокуроров в деле противодействия нарушениям при проведении торгов и заключении контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок. Однако роль прокурора, помимо привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и взыскания причиненного бюджетам ущерба, заключается еще в профилактике возможных нарушений ФЗ-44.

Литература:

  1. Коротаева М.А. Роль прокуратуры в осуществлении надзора за исполнением норм Федерального закона о контрактной системе РФ // Интерактивная наука. 2018. № 6 (28). С. 104-106.
  2. Курилова Е.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016.
    №1 (30). С. 129-136.
  3. Нуриев А.М. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. 2018. № 3 (28). С. 82-85.