ПРОЯВЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Яхно К.А.
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОЯВЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В данной статье объясняется необходимость учета типа акцентуаций характера подростка при выборе образовательного учреждения, а так же рассматриваются наиболее распространенные типы акцентуаций характера подростков и виды учебных учреждений.

Ключевые слова: акцентуация, образовательная среда, образовательное учреждение.

В современных условиях глобализации, информатизации и ускорения темпа жизни возрастает количество факторов, влияющих на психику человека, а так же меняется их степень воздействия. Духовно-ценностные ориентиры смещаются в плоскость материального продукта. Коммуникативный навык деформируется, требуя все меньше активности. Происходит большее удаление от естественной (природной) среды. Все эти и множество других причин, приводят к формированию психологически «нового» человека. Наиболее уязвимым и подверженным влиянию звеном в цепочке трансформации является личность, находящаяся в процессе активного становления, а именно подросток.

Подростковый возраст для ребенка — это новый этап идентификации себя как личности, который происходит на фоне бурного физического развития организма, следствием которого могут являться нестандартные и некомфортные психофизические состояния. Когнитивная функция, отходя на второй план, становится лишь «сопровождающим» эмоционального восприятия, а все более возрастающая потребность уровня личностной автономии формирует обостренное чувство справедливости, что подтверждается исследованиями С.В. Молчанова, Н.Н. Поскребышева и А.А. Запуниди [1].

На фоне аггравированных чувств и эмоций у подростков зачастую возникают конфликты с окружающим миром, что, безусловно, отражается и влияет на формирование их внутреннего мира и морального облика. В контексте этого важно понимать процессы, происходящие с детьми в подростковый период, оказывать возможную поддержку и помощь. В противном случае, значительно повышается риск возникновения акцентуаций характера.

Проблема разграничения психопатий и крайних вариантов нормы (акцентуаций характера) возникла практически с момента начала изучения данного вопроса. В. М. Бехтерев упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием». Бельгийский психиатр Dalemagne отличал «неуравновешенных» от «легко теряющих равновесие». Е. Kahn выделил группу «дискордантно-нормальных» как переходную от нормы к психопатиям. П. Б. Ганнушкин подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Tramer и О. В. Кербиков как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков как «крайние варианты нормального характера», Л. И. Спивак как «нервно-психическую неустойчивость». К. Леонгард [2] ввел термин «акцентуированная личность», которым подчеркивал, что речь идет о норме, а не о патологии.

Наиболее же распространенное определение и классификацию акцентуаций характера подростков дал Андрей Евгеньевич Личко [3], определив акцентуации характера, как находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств, схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно.

В своей классификации А.Е. Личко выделял 11 видов акцентуаций характера подростков. Рассмотрим некоторые из них:

Гипертимный тип.
Данному типу акцентуаций свойственны подвижность, общительность, склонность к озорству. Тяготеют к шумным компаниям. Добиться успеха в начатом деле им мешает неусидчивость и недостаток дисциплинированности. Интересы и увлечения носят поверхностный характер. Зачастую возникают конфликты с более старшим поколением из-за переоценки своих способностей и самоуверенности.

Циклоидный тип.
Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Обществу сверстников они предпочтут побыть дома одни. Близко и тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется периодически (2-3недели) от приподнятого до подавленного.

Сензитивный тип.
Данному типу свойственна повышенная чувствительность. Открыты и общительны только с близко знакомыми людьми, в остальном робкие, застенчивые, что трактуется окружающими, как замкнутость. В связи, как правило, возникают трудности адаптации в кругу сверстников, на фоне чего развивается комплект неполноценности. Вместе с тем у этих подросток довольно рано формируется чувство долга, повышенные моральные требования к себе и окружающим. Недостатки в своих способностях компенсируют усердием и выбором деятельности повышенной сложности.

Так практически каждый тип «акцентуированной личности» характеризуется своими «сильными» и «слабыми» сторонами, например: психастенический тип – раннее ускоренное интеллектуальное развитие, склонность к рассуждениям, анализу и нерешительность, поспешность действий. Шизоидный тип – замкнутость и яркость фантазий; эпилептоидный тип – жестокость и умение работать в условиях жесткой дисциплины; истероидный тип – эгоцентризм и театральные способности; неустойчивый тип – слабовольность и многогранность интересов; конформный тип – готовность предать ради своих интересов и признание авторитетов. Следовательно «сильными» сторонами при разумных требованиях и в подходящих условиях образовательной среды можно нивелировать негативные аспекты акцентуаций и корректировать развитие личности.

Для более детального понимания вопроса, необходимо вспомнить, что образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика. [4]

В зависимости от выбранных психолого-педагогических подходов для подростков можно выделить следующие типы образовательных учреждений:

  1. Общеобразовательные учреждения (общеобразовательная школа, спортивная спецшкола, спецшкола иностранных языков, гимназия, лицей);
  2. Общеобразовательная школа-интернат;
  3. Кадетские школы;
  4. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
  5. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого¬педагогической и медико-социальной помощи.

В рамках каждого из перечисленных учебных учреждений может быть реализована одна или несколько образовательных программ, которым соответствует конкретная образовательная среда, но главными задачами являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; усвоение фундаментальных, достаточных и качественных знаний; выработка мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

При этом каждая из программ может быть усилена или направлена на усвоение углубленных знаний, приобретение специальных качеств конкретной группы. Так, например, в гимназиях существенное внимание уделяется изучению языков, культурологическим, а так же философским дисциплинам. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению, что применимо к подростку с сензитивным типом акцентуации характера. Лицеи призваны создавать оптимальные условия для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. В лицеях широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы.

В настоящее время некоторые лицеи имеют статус экспериментальных образовательных учреждений с авторскими моделями и технологиями обучения. В зависимости от реализуемой программы лицея учащимся практически с любым видом акцентуации характера можно подобрать образовательную среду для целостного и гармоничного развития личности. Одни из немногих программ: «Дети Солнца», которая решает проблемы социальной адаптации, творческого развития и личностного роста лицеиста реализует «сильные» стороны подростка с сензитивным типом акцентуации и поможет в адаптации циклоидному, технология «Дебаты» на английском языке может способствовать более длительной концентрации внимания на возникшем интересе учащемуся с неустойчивым типом акцентуации. В то время как подростки с гипертимным и эпилептоидный типом смогут реализоваться в учебных учреждениях с жесткими дисциплинарными рамками и явно выраженным авторитетным мнением преподавателя — кадетские школы.

Таким образом, образовательная среда в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Организованная образовательная среда способствует достижению предметных и личностных результатов образования, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Литература:

  1. С.В. Молчанова, Н.Н. Поскребышева, А.А. Запуниди Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология, 2015. Т. 11. № 4 С.22-26.
  2. Общая психология: Учебник для вузов, А.Г.Маклаков, СПб.:Питер, 2005, С.570;
  3. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Личко А. Е., под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. С.256;
  4. Психологическая безопасность в образовании: монография., Баева И.А., СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. С.271;
  5. Построение образовательной среды современной школы, Ковылева Ю. Э., задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119.