Базан А.В., Шахмаев М.М.
1Преподаватель кафедры специальной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, 2Начальник кафедры специальной подготовки,
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА
Аннотация
В настоящей статье рассматривается система и прогнозирование психологического здоровья, и подготовка стрелка в аспекте современных организационно – методологических подходов. Проведен анализ опыта сотрудников, непосредственно применявших огнестрельное оружие.
Ключевые слова: психологическое состояние стрелка, огнестрельное оружие, техника стрельбы, волевые качества стрелка, методы воспитания стрелка.
Keyword: psychological state of the shooter, firearm, shooting technique, strong-willed quality arrow, methods of education arrow.
Стрельба из любого вида оружия сочетается у людей с ощущениями испуга, тревоги, боязни, преобладающими в функционировании с центральной нервной системой, замедляют ее функциональное действие, подталкивают к состоянию стрессовости всего устройства организма и психики человека.
Это может проявляться в следующем:
- учащение сердцебиение;
- неравномерное дыхание;
- повышенное потоотделение;
- чрезмерное дрожание оружия в руках;
- неуверенная изготовка на огневом рубеже;
- изменение зрительного восприятия («дымки»);
- неправильное восприятие подаваемых команд на огневом рубеже;
- замедленной или более инертной реакцией или отсутствием реакции на перемещающиеся объекты;
- изменениями речи (тихая, громкая или запинающаяся).[1]
Все эти проявления отрицательно сказываются на правильных элементах производства выстрела, затормаживают акт проявление слабо закрепившихся, но при этом уже приобретенных навыков стрельбы.
В производстве выстрела в этот момент наблюдается следующие изменения:
- на удержание мушки и целика в зоне мишени тратится больше времени;
- неправильно выполняется обработка спуска курка с так называемого боевого взвода;
- при скоростной стрельбе значительно увеличивается резкая обработка спускового крючка, при извлечении оружия из кобуры, в случае возникновения замешательства происходит неконтролируемая обработка спуска курка с целью уложиться в отведенный промежуток времени.[2]
При стрельбе по заданным зонам мишени со сменой изготовки (стоя, с колена) не контролируется удержание мушки целика и производится грубая обработка спуска курка с боевого взвода (срыв выстрела).
Также необходимо учитывать, что стрелок не может сосредоточится на стрельбе, рассеивается внимание, забывает необходимые элементы изготовки к стрельбе. Частично исчезает осознание контроля допускаемых ошибок и их понимание, количество действий, приводящих к неточной стрельбе только возрастает, движения становятся более хаотичными и неточными, при ожидании выстрела стрелок закрывает глаза, пытается как бы пригнуться и сгруппироваться (как будто готовится прыгнуть). После выстрела стреляющий непроизвольно расслабляет руки и прогибается назад.[3]
Взаимосвязь между психологическим состоянием стреляющего и изменениями в технике стрельбы зависит от индивидуальных особенностей его стрессоустойчивости, от приобретенного практического опыта, а также времени суток и окружающей обстановки, в которой он находится.
Большое значение в воспитании будущего стрелка уделяются воспитанию воли, поэтому в нале обучения стрелку нужно привить, а затем самому развивать и воспитать в себе такие качества, которые будут позволять в последствии самостоятельно в состоянии психофизической напряженности реализовать навыки и умения, которые он приобрел в процессе обучения и тренировок. Для этого необходимо развивать способности противостоять эмоциям, которые мешают достичь наилучший результат.[4]
Таким образом психологическая подготовка стрелка-это процесс, направленный на создание оптимального психологического состояния, формирования внутренней готовности, способствующей реализации наиболее совершенной техники стрельбы для достижения высоких результатов при стрельбе в сложной и напряженной обстановке (стрессовых ситуациях).
В ходе психологической подготовки у будущих стрелков необходимо воспитывать следующие качества:
- контролировать свои эмоции и чувства;
- абстрагироваться от окружающей обстановки, мешающей сосредоточится над правильной работой с оружием на огневом рубеже (есть я с оружием в руках и мишень, остальное не имеет никакого значения и т.д.);
- уметь собраться, сконцентрироваться в момент работы с оружием на огневом рубеже и повторить единообразно необходимое количество выстрелов;
- не думать о достижении наилучшего результата, а думать о правильной работе и контролировать свои действия в момент обработки спуска курка и удержания оружия в момент выстрела;
- работать над укреплением своего психического (психологического) состояния, контролировать свои эмоции и чувства;
- тренировать устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;
- тренировать в себе беспристрастность, храбрость, волевые качества;
- воспитывать смелость и решительность, инициативу и находчивость, уверенность в своих силах;
- целенаправленно использовать правила аутогенной и идеомоторной тренировок.[5]
С целью укрепления в стрелке волевых качеств важно чтобы он мог сам лично научиться контролировать свое эмоционально поведение, умел концентрироваться и концентрировался на тех моментах, которые ему необходимы в данный момент, а также должен понимать, осознавать и чувствовать весь процесс и технику выполняемых действий.[5]
Начинающий стрелок, без навыков самостоятельно контролировать свои действия, не должен начинать тренироваться с боевым патроном. Начинающему стрелку необходимо знать про допущенные недостатки возникшие в результате стрельбы, добиваться от него работы над ошибками при выполнении того или иного момента, чтобы он мог понять свои недостатки сам и лично их смог их исключить. Такому стрелку важно показать, как надо научиться поддерживать необходимый эмоциональный настрой, настраиваться на правильную и качественную стрельбу, исключать возможное появление негативного психологического поведения, чувствовать свой настрой на стрельбу, соблюдать необходимые паузы в периодах между выстрелами и повторение всех последующих выстрелов идентично первому, уметь направлять свои действия и чувства в работу на огневом рубеже с боевым оружием.[6]
Ни для кого не секрет, что, преодолевая сложные моменты в жизни (обучение) мы наращиваем свой потенциал и увеличиваем свое терпение к восприятию сложных этапов. Морально — психологические качества должны быть ориентированы на преодоление сложных моментов, которые возникают у стреляющего в процессе стрельбы (ведения предельного огня). Конечным итогом стрельб становится стрессоустойчивость стреляющего. Для того, чтобы стреляющий научился контролировать себя в ответственный момент стрельб, ему нужно всегда не забывать тренироваться свою волевую подготовку, так сказать знать и уметь (обладать) методикой самоконтроля. Стрелу необходимо научиться контролировать свое эмоциональное состояние. Такими методами воспитания своего разума и психического состояния являются идеомоторная и аутогенная тренировки.[6]
При использовании самостоятельных занятий вырабатывается возможность четко представлять в подсознании определенные навыки производства выстрела и анализировать те ощущения и возникающие реакции, необходимые для правильной работы с оружием на огневом рубеже. Виртуальное выполнение правильных действий дает нужное представление о их выполнении, если они правильно усвоены и не имеют технических недостатков, которые стрелок еще не успел преодолеть.
Планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка (идемоторная тренировка)
Аутогенная тренировка — психотеравпетическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гемеостатических механизмов человеческого организмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. Воспроизведение необходимых словосочетаний. Такая тренировка наделена на освоение техникой самоконтроля. Она необходима для преодоления психологического и эмоционального напряжения, учит сосредоточиваться на внимании. В данном моменте применяется прием, при помощи которого стреляющий контролирует свои чувства, эмоции в момент выстрела.[5]
Стреляющему необходимо понимать, что самоконтроль и полное отключение от окружающей обстановки может поспособствовать точному попаданию и высокому результату.
Однако при непосредственном контакте с противником абстрагироваться от окружающей обстановки нельзя, но также и возможно допустить, чтобы восприятия перешли в эмоции, т.к. в эмоциональном состоянии активизируется излишняя физическая активность и нагружается интеллектуальное состояние, а это препятствует обдумыванию действий, а именно принятию необходимых правильных решений по применению и использованию табельного оружия на основе юридической оценки своих действий.[5]
На спортивную подготовку, на подготовку к сдаче зачетов и экзаменов, в результате тренировки психофизическое состояние в этот момент оказывает самое что ни есть самое прямое воздействие. Психофизическое состояние стрелка, как правило можно подразделить на некоторые виды, а именно:
— в момент стрельбы стреляющий может быть жизнерадостным, бодрым, активным, безразличным, усталым, неудовлетворенным, может быть решительным, уверенным, может испытывать боязнь, тревогу, страх.
В процессе обучения все эти типичные состояния могут овладевать стреляющим в зависимости от свойств его типа характера, а также насколько у него сформирована психоустойчивость к стрессовым ситуациям в тот или иной момент (соревнований, зачетов, экзаменов). Стрессоустойчивость при стрельбе в процессе состязательности имеет большое влияние на стрелка. Оно как составляющие часть входит в мотивацию (значимость желаемого результата), что негативно может влиять на стрелка при выполнении определенной работы. Эмоции возникают вследствие внутренних процессов и по окружающей нас среды и независящем от стрелка факторов, немаловажное значение при этом имеет темперамент стрелка и его морально- волевые качества.[4]
Литература:
- Ковалев, Д.В., Чибунин, В.М. К вопросу о планировании и проведении занятий по дисциплине «тактико-специальная подготовка» в различных программах обучения / Д.В. Ковалев, В.М. Чибунин // В книге: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – 2017. – С. 25-28.
- Егоров, В.Ю., Ковалев, Д.В. Особенности обучения слушателей института профилактическим возможностям патрульно-постовой службы полиции /В.Ю.Егоров, Д.В.Ковалев //Аллея науки. – 2018. – Т.3. – № 1 (17). – С. 781-784.
- Чибунин, В.М., Ковалев, Д.В. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД: принципы и правила//Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Иркутск: ФГКОУ ВПО «ВСИ МВД России». – 2016. – Т. 2. – С. 404-407.
- Егоров, В.Ю. О некоторых проблемах подготовки слушателей к действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия /Егоров В.Ю. // В книге: подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии Материалы девятнадцатой всероссийской научно-методической конференции. Восточно-Сибирский институт МВД России. – 2014. – С. 269-271.
- Сошин, А.А., Фидель, П.М. Подготовка сотрудников полиции к выполнению служебных задач в экстремальных условиях / А.А. Сошин, П.М. Фидель // Аллея науки. 2018. Т. 3. №1 (17). С. 793-796.
- Фидель, П.М., Егоров В.Ю. Обучение сотрудников полиции технико-тактическим действиям связанных с применением физической силы при осуществлении должностных обязанностей /П.М.Фидель, В.Ю.Егоров// Аллея науки. – Т. 2. – № 1 (17). – 2018. – С. 846-849.