Акименко Г.В., Начева Л.В.
ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Кемерово,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье определяется значимость формирования коммуникативной культуры и основ поликультурного общения у обучающихся в медицинском университете. В рамках проведенных исследований проанализированы существующие представления о факторах и условиях влияющих на формирование и развитие коммуникативной креативности, систематизированы данные об условиях проявления коммуникативного потенциала личности молодого человека. Особое место в развитии коммуникативных умений занимают дисциплины гуманитарного цикла, в особенности психология.
Abstract
The article defines the importance of the formation of communicative culture and the foundations of multicultural communication among students at the medical University. In the framework of the research, the existing ideas about the factors and conditions affecting the formation and development of communicative creativity are analyzed, the data on the conditions of manifestation of the communicative potential of a young person’s personality are systematized. A special place in the development of communication skills is occupied by the disciplines of the humanitarian cycle, especially psychology.
Ключевые слова: личность, коммуникативная культура, коммуникативная креативность, эмоциональная сфера, поликультурное общение.
Keywords: personality, communicative culture, communicative creativity, emotional sphere, multicultural communication.
Система высшего медицинского образования в последнее время радикально меняется. Это связано, главным образом, с реформированием системы российского здравоохранения, в рамках которого осуществляется переход от социально-ориентированной модели организации медицинской помощи к либеральной. Кроме того, происходящая в России в контексте Болонского процесса модернизация отечественного образования, предполагают ориентацию на развитие не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособной личности студента, способной выстраивать креативное, бесконфликтное взаимодействие.
Проблема формирования и развития коммуникативной креативности у обучающихся в вузе актуальна, но в настоящее время, на наш взгляд, мало изучена.
В рамках перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативной культуры будущего врача, которому предстоит работать в системе «Человек-Человек». Кроме того, установлено, что в процессе обучения в университете коммуникативная креативность как у обучающихся, так и у преподавателей положительно сказывается на организации и результативности учебного процесса [4, с.4].
В последние годы появился ряд исследований (М.Б. Мусохрановой, В.Л. Леви, И.В. Шешневой, В.Н. Куницына, X. Швет, С.Л. Герасименко, и др.), посвященных вопросам формирования коммуникативной креативности у студентов вузов..
Авторы рассматривают проявление коммуникативной креативности как процесс, который включает в себя мотивационный, когнитивный эмоциональный и технологический компоненты. Именно формирование и развитие этих составляющих в поведенческой модели студента позволит ему стать не только общительной, но и креативной, поликультурной личностью.
По мнению исследователей наличие у обучающихся коммуникативной креативности является необходимым условием компетентности и успешности в общении [3, с.266].
Одним из направлений развития коммуникативной креативности студентов является повышение результативности совместной деятельности обучающихся на семинарских и практических занятиях по курсу «Психология».
Объект исследования — феномен коммуникативной креативности и психологические условия её развития в рамках изучения курса «Психология» в медицинском университете.
Предмет исследования — явление коммуникативной креативности в условиях совместной учебной деятельности обучающихся и преподавателей.
Цель исследования: определить психологические составляющие феномена коммуникативной креативности.
Материалы и методы исследования. Исследование было проведено в 2018/2019 уч. году. В нём приняли участие студенты 2 курса педиатрического факультета Кемеровского государственного медицинского университета (КемГМУ). Выборка испытуемых составила 46 человек (23 юноши и 23 девушки). Средний возраст участников — 18,7 лет.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, тестирование, включённое наблюдение, интервью.
В исследовании были использованы: личностный опросник Р.Кеттелла (Raymond Bernard Cattell) для измерения поведенческих и интеллектуальных характеристик коммуникативной креативности, тест вербальной креативности С. Медника (S. Mednick) в адаптации А.Н. Воронина и методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии».
Результаты исследования. Анализ результатов тестирования позволяет констатировать: у подавляющего большинства (54%) обучающихся был зафиксирован низкий уровень свойств и способностей, составляющих коммуникативную компетентность.
В рамках исследования были измерены 11 психологических составляющих коммуникативной креативности: социальная перцепция, вербальная невербальная экспрессия, вербальный интеллект, внутренняя и внешняя мотивация к трансакции, языковая тревожность, эмпатия, оптимальность самооценки, вербальная и невербальная коммуникативная.
Уровень социально — перцептивных способностей был зафиксирован: у девушек — 44% (средний) и 29% у юношей (низкий). Более 80% респондентов так же обладали средним и низким уровней способностей к вербальной и невербальной экспрессии.
По результатам опросника С. Медника, такие факторы в структуре личности, как проницательность, рассудительность и самостоятельность были низкими, в то время как показатель ориентации на решение практических задач в отличии от ориентации на воображение и творчество – высоким.
Уровень вербального интеллекта по тесту Р. Кеттелла как в группе девушек, так и в группе юношей был не выше среднего (47,6% — 48,4%).
У респондентов преобладали низкие (юноши-28%) и средние (девушки-51%) показатели эмпатии.
Анализ результатов по методике В.В. Бойко свидетельствует о том, что, у испытуемых слабо развита проникающая способность к эмпатии, которая является одним из самых важных факторов, необходимых для общения на профессионально-творческом уровне в работе врача.
Кроме того, анализ результатов свидетельствует и о преобладании у испытуемых низких и средних показателей адекватности самооценки, в структуре которой значительное место занимает рефлексия собственного творческого потенциала.
Полученные данные позволяют констатировать, что у респондентов зафиксировано не достаточно выраженное проявление свойств, составляющих оптимальный для профессиональной деятельности врача уровень креативной компетентности личности.
По мнению специалистов для формирования креативной компетентности в межличностных коммуникациях обучающимся в вузе важно: развитие интеллектуальных способностей; воображения и ассоциативного мышления; формирование умения самостоятельно принимать решения; развитие эмпатии; укрепление и оптимизация внутренних мотивов самоактуализации; повышение уровня самооценки и снижение языковой тревожности [3, c.267].
Не менее значимым для коммуникативной креативности является и эмоциональный компонент, включающий в себя: эмоциональный интеллект, эмоциональную креативность, эмоциональный настрой и эмоциональную культуру.
Для коммуникативной креативности важны и такие личностные качества, как: чувство юмора, коммуникативная толерантность, флексибельность, артистичность, тактичность, и др. Именно они позволяют человеку успешно осуществлять межкультурную коммуникацию, результативно учувствовать в поликультурном общении.
Курс «Психологии» в медицинском университете оказывает влияние на компетентность, флексибильность и креативность в трансакции.
Полученные в исследовании результаты обуславливают необходимость, в рамках изучения курса «Психология», использовать современные интерактивные технологии обучения: case-study, проектные методики, деловые игры, решение ситуационных задач, позиционные игры, направленные на оптимизацию общения с преподавателем и на формирование партнёрских отношений в общении и др. [5, c.179].
Особое внимание в процессе формирования коммуникативной креативности студентов в медицинском университете должно уделяется развитию у обучающихся ценностных ориентаций.
Таким образом, в рамках проведенного исследования установлено, что коммуникативная компетентность и коммуникативная флексибильность являются психологическими условиями, определяющими развитие коммуникативной креативности.
Интегральный уровневый показатель коммуникативной креативности респондентов рамках исследования измерялся по 11 показателям и был равен 1,82, что существенно ниже среднего уровня.
В числе основных социально-психологических условий развития коммуникативной креативности студентов можно выделить следующие:
- направленность психологической подготовки на целостную личность обучающегося — будущего врача в совокупности мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и ценностно-смысловых характеристик. Важным условием при этом является учет главнейших возрастно-психологических особенностей студентов;
- важнейшим фактором создания творческой среды является личность преподавателя, система профессионально важных качеств которого (стиль преподавания, профессионализм общения, эмпатийные способности, конгруэнтность, необходимый уровень социальной креативности и др.) являются катализатором творческого развития обучающихся;
- организация инновационной учебной деятельности, включающей активное использование case-study, коммуникативно-ориентированных позиционных игр и др. интерактивных форм и методов обучения.
Литература:
- Кохановская Д.Р. Развитие креативности студентов университета при изучении дисциплины «Информационные технологии» / Д.Р.Кохановская // Вестник Оренбургского государственного университета. Серия: Педагогика. – 2013. — №2 (151). – С.140-146.
- Сарапулова А.В., Лешер О.В. Развитие коммуникативной креативности студентов неязыкового вуза: методический аспект /А.В. Сарапулова , О.В.Лешер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. — №5 (75). — С.74-77.
- Доршук Л.А., Новоселов С.А. Коммуникативная креативность личности как фактор эффективности делового общения / Л.А. Доршук, С.А.Новоселов // Педагогическое образование России.- 2016. — №12. – 265-268.
- Голованова А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: дис. …канд. психол. наук : 19.00.01. – Казан. гос. университет, Казань, 2003.-147 c.
- Акименко Г.В. Из опыта организации самостоятельной работы студентов в рамках изучения курса «Психология и педагогика» в медицинском университете / Г.В. Акименко // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017.- Издательство: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза).- 423 с.