ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Круглова Е.В.
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье приводятся результаты педагогического эксперимента по применению опытной программы совершенствования психологической подготовки военнослужащих с использованием средств и методов физической культуры. Отмечается, что реализация опытной программы по физической подготовке курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил дала более высокий прирост показателей физического развития.

Abstract

The article presents the results of the pedagogical experiment on the application of the pilot program for improving the psychological training of servicemen using the means and methods of physical culture. It is noted that the implementation of an experimental program for the physical training of cadets of the higher military educational institution of aerospace forces gave a higher increase in indicators of physical development.

Ключевые слова: психологическая подготовка, программа, эксперимент, физическая подготовка, курсант.
Keywords: psychological preparation, program, experiment, physical training, cadet.

Введение. Военнослужащие, проходящие военную службу в воздушно- космических силах должны соответствовать, во всех аспектах, требованиям, определяемым современными особенностями выполнения военно-профессиональной деятельности. Их профессиональными качествами, по мнению ряда исследователей, являются: высокий уровень физической подготовленности, надежность действий в условиях дефицита времени и недостатка вспомогательной информации, координация действий.
По мнению, Косяшникова Н.Т. с соавторами в психологической подготовке военнослужащих воздушно-космических сил большое значение имеет воспитание высокой эмоционально-психологической устойчивости, выработка практических умений и навыков к длительному выполнению специальных задач в условиях комплексного воздействия различных отрицательных факторов нами был проведен педагогический эксперимент с использованием разработанной опытной программы[6, c. 223;7, c. 287].
Актуальность исследуемой проблемы. Анализ военно-профессиональной деятельности, проведенный рядом авторов показывает, что общеизвестные представления и требования о регулярности и непрерывности тренировочного процесса физической подготовки военнослужащих не свойственны личному составу военнослужащих воздушно-космических сил, так как периоды регулярной физической тренировки чередуются с длительными периодами практически полного отсутствия тренировочных нагрузок, что, соответственно сказывается на уровне совершенствования психологической подготовки, что соответствует исследованиям, проводимым Борисовым А.В. с соавторами [1, c. 68].
Следовательно, как отмечает Буриков А.В. поиск новых средств и методов физической подготовки в процессе учебных занятий, которые смогли бы повысить их эффективность в современных программах тренировки, является актуальной задачей для формирования психологической устойчивости военнослужащих [2, c. 57].

Объект исследования – психологическая и физическая подготовки военнослужащих, различных специальностей воздушно-космических сил в условиях военно-профессиональной деятельности.
В эксперименте приняли участие 215 человек, 113 военнослужащих составили экспериментальную группу, 102 военнослужащих вошли в контрольную группу. Возраст участников эксперимента 19-22 года.
Результаты исследования. Реализация опытной программы по физической подготовке проводилась в ходе годичного педагогического эксперимента в естественных условиях военно-профессионального обучения курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил.
Специальная направленность на развитие общей выносливости опытной программы по физической подготовленности обеспечила более высокий прирост величины показателей физической подготовленности курсантов экспериментальной группы, а также лучшего развития их психических и психофизиологических качеств [3].
Внедрение разработанной нами программы физической подготовки в учебный процесс в высшем военном учебном заведении обеспечило условия повышения показателей по специальной подготовке.
В работах Васина В.Н. отмечается, что выполнение военно-профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях и условиях приближенных к боевым, требует проявления у военнослужащих воздушно-космических сил волевых качеств: смелости и решительности, настойчивости и самообладания, дисциплинированности, высокого уровня развития физических способностей[4, c. 135].
В условиях военно-профессиональной деятельности выпускникам высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил необходима высокая степень развития психических качеств:

  • нервно-психической устойчивости к воздействию;
  • устойчивости к утомлению от неблагоприятных факторов противогаза и средств индивидуальной защиты;
  • распределения и переключения внимания.

Кроме этого, повышенные требования предъявляются к развитию профессионально важного физического качества общей и специальной выносливости.
Анализ процесса военно-профессионального обучения курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил позволил установить факт обособленности существующей программы по физической подготовке от задач военно- профессионального обучения.
В результате исследования динамики развития физических курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил по годам обучения было определено, что они изменяются по-разному, что также отмечали в своих работах Елькин Ю.Г. с соавторами [5, c. 109]. Так, показатели развития силовых качеств имеют тенденцию постоянного увеличения, при этом наибольший прирост наблюдался у курсантов 1 и 2 курсов (р<0,05). Показатели физического качества быстроты развиваются плавно от курса к курсу обучения, причем величина прироста результатов практически одинакова (при р>0,05) .

Динамика показателей основного физического качества — выносливости для курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил показывает наибольший в процентном выражении прирост результатов (р>0,05). Корреляционный анализ взаимосвязи между показателями развития физических качеств и успеваемостью курсантов в процессе военно-профессионального обучения свидетельствует о наличии значимых связей между ними и дает право утверждать, что процесс физической подготовки через развитие физических качеств, физического развития и функционального состояния непосредственно способствует улучшению показателей военно- профессиональной подготовки.

Рассматривая процесс физической подготовки как педагогическую систему, являющуюся в свою очередь частью системы военно-профессионального обучения, была предложена новая модель ее построения. По итогам педагогического эксперимента сделаны выводы о том, что реализация опытной программы по физической подготовке курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил дала более высокий прирост показателей физического развития.
При одинаковых условиях военно-профессиональной деятельности за счет акцентированного воздействия на ведущие уровни функциональных систем и опережающую адаптацию курсантов экспериментальной группы к специфическим рамкам предстоящей военной-профессиональной деятельности это выразилось в улучшении показателей функционального состояния их организма в целом.

Вывод: В результате проведенного исследования установлено, что использование наиболее оптимальных средств и методов для проведения физической подготовки на этапах обучения обусловило больший прирост величины показателей физической подготовленности курсантов экспериментальной группы, а также развитие их психических и психофизиологических качеств.

Таким образом, в результате проведенных исследований мы можем сделать заключение, что разработанная нами опытная программа по физической подготовке для курсантов высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил позволяет более целенаправленно и эффективно повышать специальные физические качества курсантов, что, в свою очередь, способствовало повышению качества военно- профессионального обучения.

Литература:

  1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи // Международный Научно исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. с. 68-69.
  2. Буриков А.В. Формирование психологической устойчивости к действиям в экстремальных условиях // Педагогика & Психология. Теория и практика. Международный научный журнал, № 3 (17), Волгоград, 2018, С. 56-57.
  3. Буриков А.В., Зайцева И.П. Вопросы теории физической культуры для студентов 3 курса // учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2009.
  4. Васин В.Н., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально-важных качеств средствами физической культуры // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139.
  5. Елькин Ю.Г., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014.
    № 2 (29). С. 107-110.
  6. Косяшников Н.Т., Ершов С.А., БуриковА.В. Физическая культура в ВУЗе как средство воспитания психологических качеств студентов // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2015.
    № 1 (32). С. 221-224
  7. Косяшников Н.Т., Кузнецов А.В., Буриков А.В. Физическая подготовка студентов в условиях современного образования как средство развития необходимых умений и психических качеств // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2012. № 2 (23). С. 284-288.